ИСТОРИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРОШЛОГО ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Содержание программы по физической культуре претерпело изменения в аспекте тестирования физических качеств, использования прикладной физической подготовки и т.д. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что изменилась основная задача физического воспитания современного образования.
Возникла необходимость систематизации материалов программы по физической культуре для различного контингента учащихся.
В настоящее время содержание физического воспитания переходит с прикладного направления на более доступные для большинства школьников средства и методы.

Как начиналась  история  великих побед «красной машины»?

В период 1919-1927 гг. структура и содержание программ значительно различались между собой. До 1920 г. основной их направленностью была военная, а после 1920 г. - трудовая, построенная на принципах «пролетарской физкультуры».
В 1927 г. были утверждены первые обязательные, единые для всех школ СССР программы. Содержание уроков физической культуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программы, преимущественно заимствованных из зарубежных гимнастических систем. В программах четко просматривается гигиенизация процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения школьников и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.
В период 1932-1988 гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО. Он был провозглашен программной и нормативной основой советской системы физического воспитания. Школьная программа до конца 80-х гг. отражала командно-бюрократический подход к организации физического воспитания детей: содержание его средств независимо от местных особенностей также тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений комплекса ГТО. Школьные программы предвоенного и военного времени (1932-1945) были полностью сориентированы на военно- физическую подготовку школьников.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. школьное физическое воспитание было переориентировано на спортивную подготовку, причиной такого перехода послужило участие советских спортсменов на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные, т.е. освоение учащимися техники основных видов спорта.
С 1970-х гг. началось изменение направленности школьной физической культуры: от решения преимущественно образовательных задач к постановке и решению оздоровительных задач путем развития основных физических качеств. Специалисты однозначно констатировали, что два урока физкультуры в неделю не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой. Реформа хотя и сформулировала вопрос о необходимости ежедневных занятий физической культурой, но по существу не решила его. Остаточный принцип финансирования народного образования, чрезвычайно низкий уровень материально-технической обеспеченности, острая нехватка учителей физкультуры и другие причины не позволяли реализовать цели реформы [1].

Какие же испытания предстояло пройти школьникам для развития спортивной науки?

С 1964 по 1972 год была предпринята попытка систематизировать материалы по определению и оценке физической подготовленности учащихся средних школ. Комплексному обследованию подверглось до 400 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. У испытуемых изучали такие качества как общая и статическая выносливость, подвижность в суставах, чистота и точность движений, скоростно-силовые качества, чувство ритма, функции равновесия и другие.
Оценка силы заключалась в измерении силы основных мышечных групп-сгибателей предплечья, туловища и по суммарным показателям силы разгибателей туловища, бедра и голени.
Развитие скоростно-силовых качеств можно было определить по четырем показателям: по высоте подскока вверх; метанию мяча снизу-вперед двумя руками; прыжку в длину с места; бегу на 30 м.
Высота подскока вверх определяется с помощью прибора конструкции В.М. Абалакова. Пружинящий зажим, прикрепленный к полу, через щель которого пропускают сантиметровую ленту, на верхнем конце которой проведена веревочная петля со скользящим замком. В веревочную петлю продевается одна нога, верх петли накладывается на противолежащее плечо. Сантиметровая лента с помощью подвижного замка устанавливается на нулевое деление. Испытуемый делает максимальный подскок вверх с обязательным приземлением в месте толчка. Результаты оцениваются на пружинящем зажиме. Результат в метании набивного мяча определялся расстоянием между местом приземления мяча и линией, с которой производилось метание. Показатели прыжка в длину с места и бег 30м. оценивались по общепринятым в легкой атлетике способам.
Для определения общей выносливости использовался велоэргометр (фиксируются показатели артериального давления и пульса) или методика Б.В. Сермеева и В.А. Шекурова. Для определения выносливости необходимы: 1) стойки для прыжков в высоту; 2) метроном; 3) секундомер; 4) гимнастическая лонжа. 1. определяется максимальная частота бега за 5 секунд (количество касаний бедром жгута) 2. По таблице определяют частоту движений ног необходимую при беге на месте с интенсивностью 90/70% от максимальной. Метроном задает частоту бега. Подается команда «марш», включают секундомер, испытуемый начинает бег в заданном темпе при ограниченной амплитуде движений.
С появлением усталости бедро испытуемого перестает касаться ограничителя, секундомер останавливают.
Статическая выносливость определялась следующими тестами.
1. Основная стойка, руки в стороны, удерживают груз 1кг. Исследуется статическая выносливость плечевого пояса.
2. Сед углом в упоре сзади на гимнастической скамье. Исследуется мышцы брюшного пресса.
3. Полуприсед на переднем своде стопы, туловище вертикально. Исследуется статическая выносливость бедра и голени.
4. Испытуемый грудью ложится на стол так, чтобы край стола находился у пояса. Ноги вытянуты параллельно полу. Испытуемого удерживают за плечи. Исследуется статическая выносливость мышц спины.
5. Основная стойка. Выпрямленная нога поднята вверх. Исследовалась статическая выносливость тазового пояса.
Частота движения. Испытуемый встает ногами на основание прибора, придерживаясь руками за верхнюю перекладину. По команде «марш» испытуемый начинает бег на месте, касаясь бедром резинового жгута. По команде «стоп» заканчивает бег, по стрелке определяют результат.
Равновесие. По методике Е. Я. Бондаревского определяется время удержания принятого положения (стойка на одной ноге, другая нога согнута, и ее пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо) с закрытыми и открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятого устойчивого положения, прекращается в момент потери равновесия [2].

А ты помнишь какие нормативы по физкультуре сдавал в школе?

Методика определения уровня физической подготовленности школьников в РФ. Уровень физических способностей обучающихся обычно используют следующие обязательные тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств: 1. скоростных (бег на 30/60/100м); 2. двигательно-координационных (челночный бег 3 по 9м); 3. скоростно-силовых (прыжок в длину с места); 4. силовых (сгибание разгибание рук в висе); 5. выносливости (бег 2,3км); 6. гибкости (наклон вперед из положения сед, наклон вниз и стойки ноги врозь на скамье.

Библиографический список
1. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 312 с.
2. Определение физической подготовленности школьников / под ред. Б.В. Сермеева. - М.: «Педагогика», 1973. – 312 с.

Дата создания: 31.05.2018 15:55:41

Возврат к списку