СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

УДК 796 Ващук А.О., Медведева Д.Е. СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре, Россия Одной из важных задач современных высших учебных заведений является поддержание и совершенствование физической подготовки студентов. Контроль организации спортивно-массовой работы, общего физического воспитания и наблюдения за общим состоянием здоровья студентов включен в задачи ректора, а непосредственно исполнение данных мероприятий осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. И наконец, массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. В настоящее время развитие студенческого спорта в России осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, разработанными заинтересованными министерствами. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. № 384-ФЗ понятие студенческая спортивная лига определятся как «некоммерческая организация, создаваемая с целью содействия популяризации студенческого спорта и развития одного или нескольких видов спорта», а также «организации и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий со студентами». Нельзя сказать, что последнеевремя студенческий спорт в России отсутствовал и никак не развивался. В каких-то вузах организация учебно-тренировочных процессов была неплоха. Но в основном это хорошо обеспеченные, устоявшиеся учебные заведения, которых совсем не много. Большинство вузов сталкивается с колоссальной проблемой нехватки спортивных залов, бассейнов, стадионов и прочей инфраструктуры. Главной причиной этого является банальный дефицит денежных средств и квалифицированных кадров для их привлечения. Может возникнуть вопрос, зачем вузам вкладывать средства в спорт, если приоритетной задачей является подготовка квалифицированных специалистов, а не мастеров спорта? Однако, студенческий спорт может быть интересным для каждого его участника (студента, вуза, тренера, болельщика, спонсора, СМИ), а система его продвижения - эффективной качественной и конкурентоспособной на мировой арене, как показывают результаты созданной в 2011 году Ассоциации Студенческого и Молодёжного Спорта (АСМС), которая имеет множество последователей. Факт возрастающей моды на спорт и ЗОЖ подтверждают постоянно растущее количество фитнес-центров и увеличивающийся спрос на продукты спортивного питания. Вузы, у которых есть развитый спортивный клуб, будут иметь гораздо больший рейтинг среди других университетов, а значит вызывать больший интерес для абитуриентов. Выступление студенческой сборной в престижных соревнованиях может привести к сотрудничеству вуза с фирмой выпускающей, например, одежду, которая захочет, чтобы спортсмены именно этого вуза рекламировали их бренд. И конечно, не стоит забывать, что спорт - не только площадка для реализации спортсменов, но и одно из самых популярных массовых зрелищ, пользующимся высоким интересом у зрителей, а студенческий спорт может набрать достаточно многочисленную аудиторию. На данный момент вся концепция развития студенческого спорта строится на основе опыта организации NCAA (NationalCollegiateAthleticAssociation). И какими бы высокими не были показатели и рейтинги российских студенческих лиг, до результатов и цифр NCAA еще очень далеко [1]. По данным, представленным sports.ru, домашние матчи студенческого турнира по американскому футболу в среднем набирают 60 тысяч зрителей, а что касается денежных средств, находящихся в обороте, то ежегодно вся система генерирует 12 $ млрд, из которых только 1 $млрд является результатом усилий NCAA, 6,1 $ млрд вузы генерируют сами за счет продаж собственной атрибутики, 5,3 $млрд поступают от выплат студентов за обучение [5]. Безусловно, для российских реалий это невоплотимые цифры. Но дело здесь не ограничивается только лишь недостаточным финансированием или малой освещенностью матчей, а в результате и низкой посещаемостью. Проблема заключается в условиях для занятий студентами спортом, т.е. в самой системе образования, которая если и предусматривает связь студентов со спортом, то только на уровне занятий физической культурой. Хотя есть вузы, которые в целях развития студенческого спорта, подписывают соглашения о сотрудничестве с профессиональными командами, как например РЭУ им. Плеханова и ФК «Химки». Но несмотря на возрастающее число студенческих лиг, новых проектов, связей университетов с профессиональными командами, студентам очень тяжело сформировать свой график так, чтобы спорт не мешал учебе и наоборот. В ходе анализа отношения студентов к физкультуре и спорту в современном российском вузе [4], были получены статистические результаты, которые в основном указывают на то, что большинство студентов, имея желание заниматься спортом, так как это придает им уверенность в себе, получают от занятий положительные эмоции и хотели бы продолжать заниматься спортом профессионально. Однако, большинство не имеет возможности сделать это из-за ряда причин, среди которых нехватка времени, высокая загруженность в университете, плохой инвентарь и неинтересные занятия физической культурой в вузе, которые, кстати, играют важную роль в мотивации студента заниматься спортом. Проводя исследование, студентов просили оценить высказывание «вести здоровый образ жизни для студента почти невозможно», на что получили 43 % положительных ответов, только 37 % респондентов не согласились с высказыванием. Интересно, что студенты, проживающие в квартире, в большинстве своем считают, что студент вполне может придерживаться принципов здорового образа жизни (61 %), тогда как проживающие в общежитии в корне не согласны с ними (61 % - согласны с тем, что для студента вести здоровый образ жизни почти невозможно). Что касается загруженности студентов, то действительно, учебная программа не рассчитана на параллельные занятия спортом, и преподаватели редко идут навстречу студентам, выступающим за сборную университета, ссылаясь на то, что это высшее учебное заведение, куда они поступили, чтобы получить образование, а не заниматься спортом. Все представленные данные подтверждают тот факт, что в большинстве случаев у студентов нет ни условий, ни времени, ни мотивации для того, чтобы активно заниматься спортом, не нанося вреда своей успеваемости, не говоря уже о выходе на профессиональный уровень после окончания университета. Рассмотрим следующий комплекс мер, направленный на развитие университетской системы физического воспитания: 1) Распределение сфер ответственности между субъектами управления физической культурой и спортом в высшей школе. По настоящее время у части российского университетского сообщества все еще бытуют ошибочные представления о возможности решения задач по физическому воспитанию студенчества силами одних лишь кафедр и исключительной номинальности существования вузовских спортивных клубов. Все это выражается в отдельных случаях как в полном отсутствии последних в организационных структурах университетов, так и в их наличии, но с размытыми полномочиями и неопределенным перечнем закрепленных задач. Наиболее оптимальной, с точки зрения эффективности распределения сфер ответственности, представляется схема, при которой: - Кафедра физического воспитания занимается учебным процессом в рамках обязательного образовательного цикла и научной работой. - Спортивный клуб отвечает за спортивно-массовую работу и обеспечение бесперебойного функционирования вузовских сборных команд. - В сферу ответственности Центра высшего спортивного мастерства (ЦВСМ) входит подготовка спортсменов высокого класса, членов сборных команд страны и их ближайшего резерва. Целевыми для Центр являются две категории спортсменов — тех, кто в данном регионе вне стен вуза не могут найти тренеров высокого уровня по соответствующему виду спорта, и тех для, кого переход в ЦВСМ является очевидным и необходимым шагом для многократного повышения своих способностей и результатов. 2) Гендерная дуальность в физическом воспитании студентов. Растянувшийся на десятилетия сложный социокультурный процесс коррекции содержания психических, соматических и поведенческих характеристик гендерных ролей и норм, в конечном итоге привел к кардинальной трансформации господствующих в обществе оценок о допустимом уровне присутствия женщин в различных областях его жизни. С этого момента женский спорт почти повсеместно набирает популярность, позволяя женщинам, не взирая на архаичные предрассудки, заниматься теми видами спорта, к которым у них есть способности и интерес. Университет как микромодель общества, обязан гарантировать предоставление равных возможностей атлетам обоих полов, содействовать в гендерно дуальном развитие всех видов спорта, а не проецировать исключительную мускулинность спорта. 3) Дифференцированный подход к построению процесса дополнительного физического воспитания студентов. Необходимость построения стратегии тренировочного процесса с учетом индивидуальных и групповых особенностей спортсменов, а также уровня освоения технических и тактических элементов тренировочной и соревновательной деятельности подтверждена многими авторитетными исследователями. Отталкиваясь от данного факта, предложена следующая классификация университетских спортивных секций, позволяющая любому студенту вне зависимости от уровня общей и специальной физической подготовки, иметь возможность для самосовершенствования:  Секция адаптивной/корректирующей физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем. Задачами секции является коррекция, восстановление, компенсация утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях или травмах, а также профилактика основного заболевания и сопровождающих его вторичных отклонений.  Секция начальной подготовки - организовывает систематические занятия спортом, способствует росту общей физической подготовки студентов, овладению теоретическими основами физической культуры и освоению базовых элементов техники в избранном спорте.  Спортивно-тренировочная секция - повышение уровня физического развития, общей и специальной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей и уровня мастерства спортсменов.  Секция спортивного совершенствования - специализированная спортивная подготовка наиболее перспективных атлетов-кандидатов в сборные команды региона и страны, при условии отсутствия в регионе прочих центров спортивной подготовки по избранным видам спорта, за которым закреплен атлет. 4) Создание единого информационного пространства в сфере физической культуры и спорта университета. Данный шаг сделает возможным постоянный информационный обмен между различными уровнями управления сферой университетского спорта; снизит разрозненность в работе структурных подразделений; упростит процессы агрегации и анализа информации об учебно-спортивных секциях, учащихся и тренерах, планирования спортивных мероприятий, регистрации результатов соревнований, планирования и контроля денежных средств, выделяемых на университетский спорт. 5) Синергия спорта с университетскими образовательными программами. Междисциплинарность в рамках современной парадигмы знаний представляется возможностью наиболее полной реализации огромного образовательного, воспитательного и научного потенциала высшей школы. Установление, поддержка и интенсификация связей между спортивным и академическим сообществами является важным фактором не только междисциплинарной синергии внутри университета, но и поступательного развития университетского социума. Конечным результатом таких связей должны стать совместные реализации социальных, учебных и научных проектов как непосредственно в сфере физической культуры и спорта, так и в огромном количестве смежных областей. 6) Включение университетских соревнований в единый региональный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий. Текущее обособленное, самоизоляционное положение студенческого спорта в системе официальных физкультурных и спортивных мероприятий приводит к дублированию сроков проведения соревнований на самых массовых этапах (муниципальном и региональном), что особенно наглядно просматривается в игровых видах спорта, имеющих длительный соревновательных цикл. Учитывая широкое распространение спортивных фестивалей по национальным и неолимпийским видам спорта, а также развития различных любительских спортивных лиг, студенческий спорт оказывается в ситуации негативным образом влияющей не только на перспективы развития спорта и физической культуры в высшей школе, но и непосредственно на атлетов. Перенасыщенный календарь заставляет спортсменов, и в особенности высокой классификации, ради сохранения нормального тренировочного процесса и должной функциональной подготовки на всем протяжении сезона выборочно подходить к участию в состязаниях. 7) Увеличение представительности видов спорта и расширение программы дополнительного физкультурно-спортивного воспитания студентов. Современный спорт настолько многогранен, что позволят удовлетворить любые, даже самые притязательные запросы личности и общества. Нарастающий интерес общества к новым видам и соревновательным проявлениям, возникновение которых обусловлено потребностями в еще более зрелищно привлекательных видах соревнований, заставляет высшую школу адаптировать свои программы дополнительного физкультурно-спортивного воспитания в ногу со временем. Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе. Организационные особенности студенческого спорта: • доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном отделении); • возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно; • возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий. Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине "Физическая культура". Студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции. Подводя итог, хочется сказать, что студенческий спорт – продукт, который может быть интересен всем. Продукт, который может иметь высокий спрос и массу возможностей для реализации амбиций, как отдельных спортсменов, так и вуза в целом. И хотя в развитии студенческого спорта в РФ прослеживается положительная динамика, проведенный анализ показал, что существует ряд проблем, с которыми сталкивается студенческий спорт, последовательное решение которых позволит ему выйти на высокий уровень и стать конкурентноспособным на мировой арене. Список литературы 1. Арсентьев Д.В. Анализ американской модели студенческого спорта // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Региональной студенческой научно-практической конференции, 6 апреля 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 15-19. 2. Майбородин С.В. Состояние, проблемы и пути развития студенческого спорта / С.В. Майбородин, А.Б. Габибов, А.А. Веровский, С.Г. Саенко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 9–2. 3. Портал Вершинина С.Е. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.werschinin.ru/?ml=30. 4. Спортивный портал [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/footballfinances/993636.html. 5. Студенческий спорт. Портал Ассоциации студенческого и молодёжного спорта (АСМС) [Электронный ресурс]. - URL: http://studentsport.ru/news/others/4885679/.

Дата создания: 20.12.2018 15:08:32

Возврат к списку