МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Гущина А.П.МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, fereela@yandex.ru
Физическая культура – неотъемлемая и очень важная часть жизни каждого человека. Занятия спортом и простыми физическими упражнениями играет важнейшую роль в жизнедеятельности и активности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно [1]. Очень полезно прививать детям любовь к спорту и каждодневным физическим упражнениям, дабы они уже с малых лет развивались физически и имели малый риск проблем с опорно-двигательной системой и проблем с осанкой. Очень большую роль в воспитание и обучение физической культуре вкладывает школьное учреждение, где в основу преподавания должны быть положены четкие и действенные методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную программу обучения и воспитания учеников.
Одной из составных частей методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физической культурой. Без знания основ и методик занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшится, или же вовсе пропадёт и не будет иметь полезных или каких-либо вообще эффектов, а может и наоборот навредить. Неправильное выполнение занятий физической культурой приводит лишь к потере лишней энергии, а, следовательно, и жизненной активности, которая могла бы быть направлена на более полезные занятия. Даже теми же физическими упражнениями, но в верном исполнении, или вовсе иными полезными делами.
Создание методик занятий физической культурой должно осуществляться специалистами в области этой науки, так как неверная и ошибочная методика выполнения может привести к очень серьезным последствиям, в том числе к травмам, ушибам и даже к инвалидности. Тем более в учебных учреждениях, где нагрузка для детей повышенная – программа занятий физическими упражнениями должна быть очень четко, правильно разработана и детализирована [2].
Физическое воспитание и обучение учеников состоит из теоретических, практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в данной школе. Выделяя все эти моменты, отметим, что каждая методика имеет свои особенности, выполняет определенные цели и задачи и направлена на конкретный результат. И, конечно же, каждое учебное заведение имеет свою особую методику преподавания физической культуры.
Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие теоретического раздела. Этот момент физического воспитания и обучения преподносится ученикам в форме лекций в логической последовательности для понимания основ и узнавания чего-то нового.
К практическим методам преподавания относят метод строго регулируемого упражнения и метод частично регламентированного упражнения.
Практические методы связаны напрямую с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно разделить на две категории:
1. Методы, направленные на освоение активных действий, движений.
К ним относятся: метод полноценного освоения упражнений и метод изучения по частям (также его еще принято называть целостно-раздельный метод обучения).
2. Методы, главным образом содействующие развитию двигательных качеств.
К данной категории относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регулирующего упражнения.
При данном методе упрощается процесс понимания двигательного действия. Обеспечиваются подходящие условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов) и поэтому овладение в целом протекает в более упрощённых условиях. Освоение по этапам формирует условия для своевременного нахождения и предотвращение ошибок в движениях и их соединениях [3].
Изобилие правильных упражнений, видимость постепенного прогресса и цели обучения вызывает у обучаемых благотворный эмоциональный эффект.
Соревновательный метод. Соревнование имеет огромное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спортивной деятельности. Сама суть соревнований сводится к сравнению сил и умений в борьбе за первенство и получение наилучшего результата.
Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами, соревновательный метод предъявляет довольно высокие требования к физическим умениям участника и способствует их наивысшему развитию. Однако, необходимо искусное педагогическое руководство, чтобы соревнование несло в себе нравственную роль. Основным мощным стимулом для создания высокого эмоционального фона усиливающего эффект физических упражнений является дух (фактор) соперничества и награды за победу.
Соревновательный метод является наиболее эффективным, по сравнению с другими для развития физических качеств и поднятию их на довольно высокий уровень. Однако, необходимо осознавать, что для этого настоятельно рекомендуется грамотное педагогическое руководство включающее в себя, как физическое развитие, так и нравственное [4].
Здоровьесберегающий метод. Применяется в сфере образования, подразделяется на несколько групп, которые отличаются непохожими друг на друга подходами к охране здоровья и, следовательно, отличающимися программами и формами обучения. Педагогам, преподающим физическую культуру, подходят непосредственно физкультурно-оздоровительные формы работ. Они нацелены на развитие физической формы студентов. В их числе: тренировки на выносливость, силу воли, различного рода закаливание, увеличение показателя гибкости, скорости и других показателей, Которые отличают здорового, спортивного и выносливого человека от физически не развитого человека.
По характеру воздействия существуют представленные ниже методы:
- стимулирующие дают возможность привести в активный режим собственную энергию своего тела, использовать его потенциал для способа выхода из неблагоприятного состояния. Примерами служат закаливание посредством изменения температуры, физические нагрузки;
- защитно-профилактические, суть которых состоит в том, что в обязательном порядке должны выполняться санитарно-гигиенические требования. Должен устанавливаться лимит предельной физической нагрузки, который снизит риск переутомления у обучающихся. Применение обязательных страховочных и защитных средств и приспособлений в спортивных залах, которые исключают следующие травмы;
- компенсаторно-нейтрализующие – это физкультминутки, физкультпаузы, нейтрализующие в некоторой мере негативное влияние статичности уроков. Данный способ дает возможность ученикам сменить деятельность, размять мышцы, для того, чтобы организм наполнился энергией и затем возвратиться к уроку;
- информационно-обучающие методы необходимы учащимся, для того чтобы улучшить уровень грамотности, который безусловно является необходимым для эффективной и качественной заботы о своем здоровье. Например, это может быть информация о здоровом и полезном питании, ежедневных упражнениях для поддержания физической формы в тонусе и т.д.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие средства:
- средства двигательной направленности, физические упражнения (физкультминутки и активные перемены); эмоциональные разгрузки и минутки отдыха, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для активизации организма); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.;
- оздоровительные мероприятия на природе (проведение различного рода занятий на свежем воздухе). Данный метод является наиболее действенным и прежде всего полезным. Активные игры и мероприятия, проведенные на свежем воздухе, способствуют насыщению организма кислородом и активизации мыслительной деятельности ученика;
- гигиенические факторы (выполнение обязательных санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); необходимое и регулярное проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей простым приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), основным навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, переломах и прочих травм; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во имя избежания переутомления учащегося.
Опыт и практика предыдущих лет дает возможность сделать выводы о том, что использование игровых методов с учетом возрастных особенностей детей является актуальным даже на сегодняшний день. Каждому возрасту соответствуют свои игры, но стоит отметить, что бывают и исключения. Игровой метод является уникальной формой обучения, позволяющей превратить обыденный урок в интересный и увлекательный. Игровая деятельность на занятиях физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Игровая деятельность имеет большую ценность, потому что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра способствует формированию базовым навыкам социального поведения, системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, а так же способствует развитию стереотипов поведения в человеческих общностях.
Практика нам демонстрирует, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это дает возможность решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Технология проектов является подходящей для учеников начальной, основной и средней школы, которые интересуются научно-исследовательской и проектной работой, а также для способных и одаренных учащихся [5]. Проектная технология на занятиях физической культуры дает возможность строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность учащегося, ориентируясь на его личный интерес. Участвуя в проектной деятельности, он становится уже не объектом, а субъектом обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования.
При помощи технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физкультуры можно укрепить здоровье и развивать опорно-двигательную активность детей. Главные результаты занятий – это профилактика заболеваний у обучающихся, повышение уровня интереса к занятиям физической культурой, а также возможность самореализации для каждого ученика.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. В начале учебного года выявить уровень физической подготовки при помощи тестов и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт) [5].
Делая вывод можно сказать, что занятия физической культурой обладает множеством положительных эффектов, есть множество методов и программ преподавания физкультуры, которые могут превратить обычные занятия в интересную игру. Физические упражнения помогают избежать проблем с опорно двигательным аппаратом и прочими физическими заболеваниями, помогают стать сильнее и выносливее. Несомненно, спорт является важной частью жизни каждого, будет сопровождать человека до конца его жизни.
Список литературы
1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: "Академия", 2003. - С. 213
2. Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 647 c.
3. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
Дата создания: 24.12.2018 11:35:35