ЛОДКИ В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ НАНАЙЦЕВ

Нанайцы – один из коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Хабаровского края. По данным переписи 2010 г., их насчитывается 16 711 человек. Как в традиционном, так и в современном хозяйстве основным занятием нанайцев, наряду с охотой, является рыболовство. Но для ловли рыбы требуется водное средство передвижения – лодка. Именно о лодках нанайцев пойдет речь.
Основным средством передвижения нанайцев в летний период были лодки нескольких типов: долбленые, берестяные, дощатые и каркасные. Наиболее древние – выдолбленные из целого дерева оннимагда и утунгу. Лодка типа утунгу известна у разных групп нанайцев в двух разновидностях: с острыми носом и кормой для одного человека и с тупой кормой для двоих. Утунгу использовалась в качестве легкой лодки на охотничьем промысле. Гребли двухлопастным веслом попеременно с левого и правого борта. Поднимаясь против течения, пользовались шестом. На лодке оннимагда перевозили людей и имущество семьи. Ее нос лопатообразный, приподнятый над поверхностью воды. При движении он ложится на волну и гасит ее.
Широкое распространение получила составная плоскодонная лодка амурского типа огда, тэмчиэн. Остроносые огда делали из трех досок, с тупой кормой – из шести, в этом случае она имела надводный дощатый нос. Борта крепятся на деревянных колышках под тупым углом к днищу. Места соединений конопатят мхом или волокном крапивы и заделывают изнутри планками. На плоскодонных лодках передвигались, так же как и на долбленках, с помощью шеста, больших и малых весел с широкой фигурной лопастью.
В соответствии с половозрастным разделением труда у нанайцев гребли обычно женщины или молодежь. Мужчина направлял лодку в нужном направлении и ловил рыбу. Огда могли иметь одного гребца или больше в зависимости от назначения. Известны большие лодки на 12 пар гребцов. В обычной лодке сиденья для гребцов располагались ближе к носовой части, после первой распорки имелось приспособление для мачты с парусом, остальная часть предназначалась для груза и пассажиров. Лодки огда использовались как средство передвижения по крупным рекам. Они хорошо приспособлены для плавания в условиях волнения. При длительных поездках на корме или в средней части лодки строили полуцилиндрическое укрытие.



Каркасные лодки нанайцы называли дяи, среди русских они известны как оморочки. Их конструкция была очень простой. Из легких прочных реек собирали основной каркас. Концы были остроносыми и загибались вверх. Днище, носовую и кормовую части оклеивали берестяным полотнищем. Передвигались с помощью шеста, одного или двух малых весел. При необходимости рыбак или охотник мог взять дяи на плечо и перейти в другую речную систему.



Универсальным средством передвижения по воде у нанайцев являлась амурская лодка или иначе лодка амурского типа. Это была относительно большая дощатая лодка с плоским и приподнятым в носовой части днищем, перегороженным носом и широкой тупой кормой. Чаще всего такая лодка изготовлялась из трех основных досок, из которых одна шла на днище, а две другие – на борта, имела две-три пары уключин и была рассчитана на такое же количество гребцов.
Материалом для изготовления дощатых амурских лодок служили ива, ель, сосна, кедр, то есть мягкие и легкие, но достаточно прочные породы дерева. Обычно брали толстые деревья, раскалывали их вдоль с помощью клиньев, а затем топорами вытесывали доски, затрачивая на это довольно много времени и значительные усилия. Есть сведения, что старые опытные мастера каждую часть лодки, включая и большие доски остова, доводили до гладкости ножами и скребками, и даже полировали плоскими камнями.



В современном хозяйстве нанайцев преобладают лодки «Амур» и «Прогресс».
Моторный катер «Амур» выпускался на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина с 1968 года. Клепано-сварной корпус лодки «Амур» изготавливался из алюминиево-магниевого сплава, палуба и рубка из дюралюминия. Остроскулые обводы корпуса лодки имеют умеренную килеватость днища у транца. Непотопляемость обеспечивалась пенопластовыми блоками, уложенными по бортам.
Моторная лодка «Прогресс» в первой версии изготавливалась непродолжительное время, ей на смену пришли модели 2, 2М и 3М. Наиболее заметные изменения среди всей серии появились у лодки «Прогресс-4». Сегодня именно моторная лодка «Прогресс-4» является самой распространенной и популярной моделью в своей линейке.


Таким образом, в настоящее время рыболовство, как традиционное занятие нанайцев, продолжает развиваться в рыболовецких артелях. И здесь, как и прежде, не обойтись без средств передвижения. Однако жизнь не стоит на месте. С течением времени технологии совершенствовались. Постепенно произошел переход с ручной гребли на автоматический ход с помощью мотора. Хотя и сегодня нанайцы продолжают использовать те традиционные средства, которыми пользовались еще их предки.




Дата создания: 24.12.2018 15:29:25

Возврат к списку