ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Демичева С.А.

Каждый при выборе будущей профессии испытывает трудности, и его так или иначе необходимо будет решить. Несмотря на достаточно больное количество информации, которая доводиться до старшеклассников педагогами и родителями, в рамках различных мероприятий в учебных заведениях вопрос успешности выбора  всегда актуален для будущего абитуриента. Бывает даже так, что при подаче заявления о поступлении в университет абитуриент вместо четкого целенаправленного выбора осуществляет выбор по уже тем обстоятельствам, возникшим в «последний» момент времени: «Я сдал вот такие ЕГЭ, а куда же я могу в вашем университете поступить?». Самое интересное, когда такой абитуриент очень удивляется, что привлекательное ему направление не содержит в требованиях при поступлении те экзамены, которые он сдал. К сожалению, данный факт во время приема документов у абитуриентов встречается не редко.  В результате часть абитуриентов выбирает наиболее осознанно свою будущую профессию, заранее выбирают ЕГЭ и целенаправленно готовятся к поступлению на желаемое направление подготовки. Но определенный процент поступающих «случайно» сделали свой профессиональный выбор и, в лучшем случае, при успешно сданном ЕГЭ, поступили в университет на направление профессиональной подготовки, куда подошли их экзамены.
Из вышесказанного можно сказать то, что успешный выбор – это осознанный выбор. На что же в первую очередь обращать внимание при выборе профессии и образовательного учреждения?
Мы опросили 51 первокурсника с целью узнать, на что же ориентировались они, когда выбирали направление, по которому сейчас обучаются.  Итак, на вопрос «Кто помог принять решение, на кого и куда пойти учиться?»  большинство 41,2% студентов первого курса отвечает, что сами выбрали это направление подготовки, еще 15,7% отметили, что учитывали в выборе как свое мнение так и мнение родителей, учителей. Меньшая часть первокурсников ориентировались помимо своего мнения только на родителей - 9,8% опрашиваемых, и 7,8% обратили внимание помимо себя только на мнение друзей. Четвертая часть опрашиваемых 21,6% студентов признаются, что сами не приложили усилия в поиске, где и на кого учиться, что выбор был продиктован исключительно мнением родителей. Интересным является и то, что у 3,9% первокурсников роль в их профессиональном выборе «сыграли» только друзья.  Можно ли самостоятельный выбор считать действительно самостоятельным, и, является ли он успешным? Так ли это на самом деле?
Итак, разберемся по-порядку. На успешность профессионального выбора влияет ряд факторов. Российский академик Е. А. Климов [1] описал восемь факторов выбора профессии («восьми¬угольник Климова»).
Рассмотрим каждый из факторов подробней.
1) Мнение родителей. Родители могут порекомендовать профессию исходя из знания своего ребенка либо той информации, которой они владеют по этому вопросу. Взрослые уже имеют свой собственный трудовой  и жизненный опыт и шире видят ситуацию выбора в целом. Однако, если полностью полагаться только на мнение родителей, то можно ошибиться так как они иногда могут советовать то, что когда-то не выбрали сами, и не имея опыта работы в данной сфере могут ошибаться как об особенностях организации и условий труда, так и о том, что это подходит именно их ребенку.  
2) Мнение друзей и сверстников. Является важным фактором, поскольку со стороны могут быть видны многие качества и склонности, о которых может не задумываться сам человек, видят в различных жизненных ситуациях.
3) Способности. Важно учитывать те сферы, где решать задачи получается наиболее успешно. Способности развиваются в деятельности, но если в какой-то сфере получается лучше всего выполнять поставленные задачи, то такой деятельностью овладеть будет гораздо легче.  
4) Склонности (интересы) Выбирая про¬фессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится выступать, организовывать работу других людей, то, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (педагог, тренер и др.).
5) Информированность - очень важный фактор. Для того чтобы выбрать профессию необходимо получить как можно больше о ней информации. Помимо интернета, знакомства с профессиограммами в настоящее время как в школе так и в учебных учреждениях существует большое количество профориентационных мероприятий, для  того чтобы школьники могли больше узнать о предлагаемых направлениях подготовки, и наиболее успешно определиться, важно в них участвовать. Невозможно поступить туда, о чем не знаешь. Поэтому необходимо узнавать не только о тех профессиях, которые интересны, но и тех, которые малознакомы. Должна нравиться не только сама профессия, но и стиль жизни этого профессионала. Например, есть работа с нормированным графиком где, четко обозначены временные границы рабочего дня и напротив, ненормированный график требуется работать в разное время и с разной временной продолжительностью. Кроме графика работы существует множество других особенностей профессии, о которых изначально можно даже не подозревать: преимуществ и напротив, «подводных камней». Помимо этого сами условия поступления могут варьироваться. И если в один год для поступления на одно из направлений подготовки один перечень ЕГЭ, то на следующий год это может измениться.
6) Потребности рынка (общества). Необходимо учитывать, какие специалисты требуются в данный момент времени. Профессии могут быть высоко востребованными, а могут быть не востребованными вовсе, например, из-за избытка  людей с определенной профессией на рынке труда. Поэтому для того, чтобы выбрать профессию, необходимо изучить вопрос о ситуации в обществе, востребованности или не востребованности тех или иных профессий.
7) Уровень притязаний -  это то, на что претендует старшеклассник. Например, уровень Вуза и сложность выбираемой профессиональной подготовки. Недооценка, переоценка своих возможностей может привести в дальнейшем к неудовлетворенности своей учебой и работой в дальнейшем, переоценка и не реалистичность поставленной цели – к вероятному неуспеху при поступлении или дальнейшей учебе.
Последний фактор в идеале является совокупностью результатом учета всех предыдущих факторов, на практике может быть не осознанным и не самостоятельно построенным. Так, может учитываться только один из факторов, например мнение родителей и их видение профессионального пути своего ребенка. Восьмой фактор - Личные профессиональные планы (ЛПП) – это представление о том, на кого пойти учиться так и о том, как именно будет достигнута эта цель, какие трудности необходимо преодолеть и какими способами. ЛПП могут быть осознанными или нет, а также корректируются при любых изменениях в информации или жизни человека и содержат как ближние цели (на кого и как поступить), так и отдаленные (где и кем работать и как строить карьеру). Таким образом, чем больше факторов учтено и чем в большей степени они учтены, тем более конкретным будет и ЛПП и, конечно, более успешным профессиональный выбор.  
Как же выбрать верно, и учесть все необходимые факторы? Главная задача  -  проанализиро¬вать все эти факторы и принять осознанное, самостоятельное реше¬ние. И конечно необходимо не забывать о том, что вы выбираете не только профессию, но и образ жизни.
Проводимые в течение двух лет профориентационные тренинги со школьниками с 9 по 11 класс обнаруживают, что большинство будущих абитуриентов не знают о перечисленных факторах. При знакомстве с ними, часть информации ставиться школьниками под сомнение. Например, о значимой роли родителей именно в выборе профессии, которая им наиболее подходит, что, безусловно, связано с потребностью подростка быть автономным от мнения родителей и наиболее ценным считается мнение друзей. Либо напротив, мнение родителей считается наиболее весомым, а остальные факторы считаются не значимыми, либо старшеклассник сталкивается со сложностью выбирать то, что действительно ему подходит (если родители против такого варианта, но по остальным факторам эта профессия ему подходит). Только после разбора конкретных примеров и разъяснения значимости каждого их компонентов успешного поиска своего профессионального пути, для старшеклассников становилось очевидным, в каком направлении необходимо двигаться для принятия решения выбора и учебного заведения и профессии. Так или иначе, успешность выбора возможна только при учете всех факторов выбора профессионального пути и соответствия желаемого ведения образа жизни с  выбранной профессией.  
Итак, выбор действительно, должен быть самостоятельным, но этот выбор должен быть осознанный и основанный на знаниях о профессии,  о своих потребностях, возможностях и требованиях действительности.

1. Климов Е. А. Психолоrия профессиональноrо самоопределения/ Е.А.Климов, - Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¬ М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2004, ¬ 304 с.

Возврат к списку