МАЯКОВСКИЙ В ПАРИЖЕ
Иванова А.С., Токарев М.А.
Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенном Евангелии / Тринадцатый апостол»).По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.
После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях, конференциях и т. д.) Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают, как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928—1930) …
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритьё
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
надеюсь верую вовеки не придёт
ко мне позорное благоразумие
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаёшь и говоришь
векам истории и мирозданию…
Лирические строчки из американского цикла, написанные ещё в 1925 году:
Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят —
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь…
Автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал.
Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.
Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.
История создания и первые издания.
Впервые стихотворение из этого цикла («Версаль») было опубликовано в мае 1925 года в журнале «Красная новь». До 25 мая того же года, незадолго до выезда Владимира Маяковского из Москвы в США, поэт сдал в издательство «Московский рабочий» рукопись всего цикла «Париж». Отдельные стихотворения были переданы им в журналы «Прожектор» («Еду», «Город» — опубликованы под общим заголовком «Париж», «Верлен и Сезан») и «Огонёк» («Прощание» («Кафе») — опубликовано под названием «Кафе» («Прощание») с подзаголовком «Из поэмы В. Маяковского»), которые были опубликованы в июне—июле 1925 года, а также в альманах «Красная новь» («Notre-Dame», «Версаль», «Жорес»). Отдельной книгой цикл «Париж» был издан во второй половине 1925 года (стихотворение «Кафе» («Прощание») издано под заголовком «Кафе»).
В автобиографии «Я сам» под главой «25-й год» Владимир Маяковский написал: «Еду вокруг земли. Начало этой поездки — последняя поэма (из отдельных стихов) на тему „Париж“».
С 28 мая по 20 июня 1925 года, на пути в США, поэт снова посетил Париж и передал пять стихотворений цикла газете «Парижский вестник» («Еду», «Город», «Прощание» («Кафе»), «Прощание» — опубликованы под общим названием «Из поэмы „Париж“», «Верлен и Сезан»).
Цикл «Париж» был включен Владимиром Маяковским во второй том первого издания собрания его сочинений (1927—1933); этот том был издан при жизни поэта.
Париж (1924—1925)
• Еду
• Город
• Верлен и Сезан
• Notre-Dame
• Версаль
• Жорес
• Прощание (Кафе)
• Прощанье
Красивых женщин на свете много, они озаряют своим нежным светом каждую эпоху и все страны. Распоряжаются своей внешностью они по-разному. Одни рады семейному счастью и посвящают всю жизнь одному мужчине, которого любят и уважают, растят с ним детей и делят радости и горести до часа смертной разлуки. Другие, подобно бабочкам, порхают от одного «цветка» к другому. Иногда такой извилистый полет оканчивается благополучно, но далеко не всегда. Татьяна Алексеевна Яковлева, нашедшая свое упокоение в Коннектикуте, США, не относилась ни к первым, ни ко вторым. Она превратила свою красоту в талант, став профессиональной музой.
Кто она?
"Кем была эта женщина и что в ней такого выдающегося?" – спросит наш современник. И будет прав в своих сомнениях. Ну да, знакомства она водила среди знаменитостей, с Марлен Дитрих дружила, принимала знаки внимания от Шаляпина, с Прокофьевым, случалось, музицировала в четыре руки, шляпки ее изготовления носили Эсти Лаудер и Эдит Пиаф (но это уже позже, в Америке). О ней в нашей стране вряд ли кто узнал бы и сегодня, если бы Татьяна Яковлева и Маяковский не были связаны отношениями, выходящими за рамки дружбы. Обстоятельства жизни и смерти главного пролетарского поэта исследовались самым тщательным образом, хотя не вся информация подлежала широкому разглашению. В 1928 году он посетил Париж, о котором даже написал, что хотел бы здесь жить и умереть, если бы… О том, что произошло тогда в этом городе, теперь стало известно.
История любви
Одна из самых трогательных историй любви произошла в Париже. Фразу «Цветы от Маяковского» Татьяна Яковлева слышала от посыльного цветочной фирмы несколько раз в неделю на протяжении многих десятков лет. Это были Цветы необычайной красоты, пропитанные любовью поэта на расстоянии сотен километров. И эту любовь не смогла победить даже смерть!
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева
Могли они быть вместе? Вряд ли. Между ними была огромная разница. Она — утонченная эмигрантка из России, воспитанная на строках Тютчева и Пушкина. Он – модный советский поэт, рвущий и рубящий своим слогом.
Ее пугал страстный напор Владимира Маяковского. Никакие его слова, ни верность и преданность, ни его слава не смогли растопить сердце Татьяны Яковлевой. Она осталась равнодушной, а он уехал в Москву в одиночестве.
От этой молниеносно вспыхнувшей любви, оставшейся без ответа, поэту осталась только печаль. Мы получили замечательное стихотворение – «Письмо Татьяне Яковлевой». Ну а ей остались Цветы от Маяковского.
Цветы от Маяковского
Владимир Маяковский выступал в Париже и всю заработанную сумму положил на банковский счет одной флористической фирмы. Условие было одно: несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой должны были приносить самые лучшие букеты от поэта.
Компания сдержала свое слово, и теперь в любую погоду в дверь Татьяны стучал посыльный и приносил роскошные цветы, произнося одну лишь фразу: «От Маяковского».
Букеты были необычайной красоты из самых разных цветов: чайных роз, хризантем, георгин, фиалок, гортензий, черных тюльпанов, астр, орхидей…
Любовь сильнее смерти
Владимир Маяковский умер в 30-м году. Несмотря на отсутствие их встреч, для нее это известие стало сильным ударом. Он простым своим фактом существования влиял на ее жизнь. Его любовь была сильнее расстояний и растворилась в цветах. Она не понимала, как станет жить без этого.
Однако эта любовь оказалась сильнее самой смерти. В условиях цветочной компании ничего не говорилось о действиях в случае смерти поэта. И на следующий день в ее дверь снова постучали, это был посыльный все с таким же прекрасным букетом и все с той же фразой: «От Маяковского».
Посыльные продолжали приносить цветы и в 30-м, когда поэт умер, и в 40-м, когда о нем стали забывать.
Любовь, спасающая жизнь
Во время Второй Мировой войны Татьяна Яковлева смогла выжить только благодаря тому, что продавала свои букеты. Любовь Владимира Маяковского спасла ее от голодной смерти.
После освобождения Парижа и входа наших войск в Берлин, она плакала от счастья. А букеты продолжали приносить.
Посыльные становились старше, на смену им приходили новые. И они знали, что прикасаются к ставшей историей Великой любви, произнося, словно заговор заветную фразу с улыбкой: «От Маяковского».
Разве это не красивая сказка?
Аркадий Рывлин, советский инженер, слышал эту историю от своей мамы. Он захотел узнать, чем она закончилась и в 70-х поехал в Париж. Татьяна Яковлева согласилась принять своего соотечественника.
За чашкой чая Аркадий наблюдал цветы в доме повсюду. Долго не решаясь задать свой главный вопрос, он все-таки решился:
— Разве это не красивая сказка? Возможно ли, чтобы столько лет подряд…
— Пейте чай, — ответила Татьяна — пейте чай. Вы ведь никуда не торопитесь?
И в этот момент раздался звонок в дверь.
В проеме появился небывалой красоты букет цветов, за которым не было видно посыльного: золотые хризантемы, так похожие на кусочки солнца. Из глубины этого великолепия раздался голос: «От Маяковского».
Список литературы
1.Г.Чесновицкая, Л.Киселева. М. Ривес/La langue française. - №7. – 2011. – С.37 – 41.
2. Биография Владимира Маяковского
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Маяковский,_Владимир_Владимирович.)
3.Биография Татьяны Яковлевой
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Яковлева,_Татьяна_Алексеевна.)
4. Татьяна Яковлева - последняя любовь Маяковского
(http://fb.ru/article/139389/tatyana-yakovleva---poslednyaya-lyubov-mayakovskogo-biografiya-tatyanyi-yakovlevoy.)