ОБ «ИСТОРИЧЕСКОЙ ВИНЕ» РОССИИ ПЕРЕД НЕКОГДА «БРАТСКИМИ» НАРОДАМИ

То, что происходит на постсоветском пространстве, касается, прежде всего, самих народов, живущих в этих странах. Не хотят казахи писать на кириллице – ради бога, переходите хоть на арабскую вязь, хоть на клинопись. Не желают таджики и узбеки проводить шествия «Бессмертного полка» на 9 мая – дескать, это противоречит традиции – да пожалуйста.
Тем более, если уж начистоту, сегодня это уже и не их праздник, по большому счету. Не «чувствует» его большая часть населения той же постсоветской Средней Азии (да и Закавказья тоже). Не прошлась война по их судьбам так же как по русским, украинцам (большинству из них) или белорусам.
Да и фактор времени дает о себе знать. Сегодня почти 50% населения Узбекистана, Таджикистана и Киргизии - это люди, рожденные после 1991-го года, для которых советский период и всё что с ним связано, это просто страничка из учебника истории (многие и её не знают).      
Безусловно, автора этих строк, всё это волнует в той мере, в какой это отражается на России (что, наверное, вполне естественно). Но иногда напрягает та категоричность, с которой все, что было в "общем сожительстве" (особенно советского периода) рисуется исключительно черными красками.
Конечно, Российская империя и СССР не были государствами-идиллиями. И далеко не все народы рвались присоединяться к короне «белого царя». И их «вливание» в состав империи шло долго и болезненно для обеих сторон, со всеми вытекающими последствиями.  
Пример тому Северный Кавказ. Если бы в начале 19-го века русское правительство того времени проявило некоторую дальновидность, не ввязывалось в войны за «кавказские трофеи» и не радело за грузинских и армянских «братушек-христиан», то страна не получила бы на перспективу вечно «горячую точку» и экономического «паразита», вкупе с рассадником того же исламистского экстремизма.
А что касается тех же киргизов или таджиков, то как только их "припекает" тут же бегут за помощью угадайте куда. А потом опять ругают. Странная какая то логика – логика подростка, который уже тяготится родительской опекой, но и без неё ещё не может, от этого и злится, от понимания своей пока ещё незрелости. Так и хочется им сказать – ребята, вы уж определитесь кто вы и чего вы хотите. Тем более, что считать вас «своими» ну совсем не хочется (да вы и не был ими никогда). Разбирайтесь со своей жизнью и своей страной сами!  
Если взять современную Россию - то это многонациональная страна. Хотя, справедливости ради, стоит уточнить, что большинство населения это русские, ну или по крайней мере люди, идентифицирующие себя с русской нацией и русско-православной культурой. Можно как угодно к этому относиться - но это факт.
Далее - как бы там не было, но именно русский народ (во всем своем многообразии) и русская культура были ключевыми системообразующими на протяжении веков. Хотя при этом русская культура (в том числе академическая) не была закрытой формацией, впитывая в себя элементы разных национальных культур (по крайней мере, на региональном уровне).
Ну а что касается благ и достижений цивилизации - то они, во многие районы страны, пришли как раз благодаря усилиям русских людей и властей. И в царский и, особенно, в советский периоды.
Могло, конечно, быть и по-другому. Например, через Китай или Японию (доводилось слышать и такое суждение), или через вхождение в состав стран и культур исламского востока типа Турции или Персии. Последнее очень возможно было бы даже и к лучшему.
Но сложилось именно так, как сложилось. И это, по мнению автора, больше всего и бесит всяких "местечковых" патриотов - на Кавказе, в Сибири на Дальнем Востоке. Да и на постсоветском пространстве в целом, особенно его азиатской части.


Возврат к списку