КАКИХ ГЕРОЕВ ВЫБИРАЮТ НАШИ ДЕТИ?

Тимошенко Елизавета Владимировна

Всем известно, что представление о мире, нравственных идеалах формируются еще в детстве, и передаваться они могут через различных персонажей. Чаще всего именно образ героя способен оказать существенное влияние на сознание, так как с его помощью задаются нравственные ориентиры, ценностные приоритеты, идеалы. Сейчас идёт популяризация телевидения и интернета. Современные дети основную часть времени проводят перед «ящиком» с яркими картинками, вместо того чтобы общаться с родителями и сверстниками, играть с ними в игры, познавать мир. С экранов детям транслируют понятие о добре и зле, что хорошо и что плохо. Мы практически отдаём своих детей на воспитание телевизору.
На данный момент популярностью пользуются зарубежные фильмы. Дети смотрят именно их. Ценности национальной русской культуры заменяются чуждыми для нашего общества образцами иностранной культуры. Чаще всего это американская культура. Их мультфильмы красочны, насыщенны многочисленными спец-эффектами, персонажи очень реалистичны (а детей привлекает все яркое и блестящее). Американский образ жизни внедряется в ценности наших детей. По сделанному мною опросу, образцами для подражания становятся герои-весельчаки, над поведением которых можно от души посмеяться.
Качество и содержание большей части отечественной мульт- и кинопродукции для детей в XX в. отвечали всем требованием и не вызывали сомнений. Сюжеты были добрыми и понятными, герои были достойны для подражания. Но, к сожалению, все это осталось позади. Единицы российских проектов заслуживают похвалы. Часто мы видим «взрослые» по содержанию и форме фильмы, которые не рассчитаны на детское восприятие. Однако вопрос о соответствии мультфильма возрасту у многих взрослых не возникает – ребенок смотрит то, что ему интересно.
И все это легкодоступно в онлайн-режиме. Полки в магазинах завалены многочисленными сборниками фильмов и мультсериалов всех видов и жанров. А в интернет-сети подобных десятки тысяч, что дает свободу выбора. Дети могут посмотреть любой желаемый им мультфильм, фильм или сериал. Родители же получают долгожданную тишину.
Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания, носителем моральных эталонов. А если это герои зарубежных фильмов? Это герои сильно отличные от героев отечественных. Ведь это иная для нас культура, с иными для нас национальными ценностям, характером и темпераментом, иными традициями, иным складом ума.
Я хочу сказать, что телевизор навязывает нам образы, не свойственные нашим детям. Иностранцы хотят привить свои культурные нормы. Но зачем? Можно сказать, что мультфильм меняет сознание детей, меняет их образ жизни. Делают их «по своему» подобию. Создатели фильмов воспитывают наших детей, они становятся такими как создателям это нужно. Они становятся другими.
По данным исследования проведенного мною, 60% обследованных детей отдают предпочтение просмотру мультфильмов зарубежных авторов. Отечественные фильмы смотрят 40% детей. Герои мужского пола стали объектом идентификации как для мальчиков, так и для девочек.
У всех культур свои эталоны – мужчина, женщина, ребёнок, семья, работа и др. И тогда с экранов нам транслируют одни эталоны, когда родители говорят совершенно о другом. В этом случае у ребёнка возникает диссонанс происходящего. А с этим возникают многие противоречия. Эти противоречия тормозят дальнейшее развитие ребенка, что затрудняет их воспитание. У ребенка нет представления о том, что действительно правильно, ребенок теряется в понятиях.
Таким образом, ценности современных детей носят размытый характер.
Так каков должен быть этот герой? Какими особенностями и характеристиками он должен обладать, чтобы способствовать формированию нравственного развития ребенка?
Термин «герой» переводится с греческого языка как «доблестный муж, предводитель». Большинство героев — воины, которые уничтожают древних чудовищ и воюют между собой. С развитием античной культуры герои, помимо традиционных воинских доблестей, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром или хитростью. Для большинства детей «герой» характеризуется как человек, совершивший подвиг, необычайный по своей храбрости и доблести. Ребята копируют модель поведения авторитетного для них персонажа, которого предоставляет нам телевидение.
Модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Поэтому, когда хулиганское или извращенное поведение на экране никак не наказывается и не осуждается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать.
Так какие герои пользуются популярностью? Как утверждалась выше, 40% детей смотрят мультфильмы отечественного производства. И это не может не радовать. Но есть одно «НО» - контекст у этих фильмов оставляет желать лучшего!
Например, один из самых любых детьми персонаж – Маша, героиня мультфильма «Маша и медведь». «Что же негативного в нем?» - скажете вы, главные герои: милый невинный медведь и малютка девочка-Маша. Но какое поведение демонстрирует с экранов эта кроха! Девочка издевается над медведем как хочет, тот же выполняет все ее «хочу».  Она постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. Можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, все твои желания исполнятся. Все это замаскировано простым юмором. Смотреть фильм действительно «прикольно», и это отлично помогает внедрению закладок в сознание ребёнка.
Американский мультфильм, на который хотелось бы обратить Ваше внимание: Монстер Хай. На логотипе четко просматривается череп с бантиком и кокетливые «реснички». «Гламур пополам с чернухой» — это как раз то, чего нашим детям не хватало для полного «счастья». Главная «фишка» этого мультфильма – аксессуары в форме гробов. А почему бы и нет? Если производители черпали вдохновение из фильмов о чудовищах.  Всё, что интересует главных героинь мультфильма: это парни, собственная внешность и вечеринки.
Учитывая, что дети всегда стараются подражать своим любимым героям, создание подобных игрушек и мультфильмов имеет конкретные цели: деформировать сознание детей, стерев границы между уродливым и прекрасным, лишить детей умения отличать хорошее от плохого.
Мультипликационный цикл «Три богатыря». Русский богатырь в традиционном представлении не просто физически развитый человек, это – идеальный образ защитника Отечества. Ему свойственны качества отличительные для того времени: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. Новые богатыри живут в «прежней» исторической эпохе, но уже с «современными» характерами.  
В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. С одной стороны, традиционный образ богатыря опускается с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с охранниками, «ментами», «братками», которые удивительным образом похожи на «новых русских богатырей». Что же, время выдвигает новых героев.
Но полностью отказать ребенку в просмотре фильмов не возможно. Хотя иногда и хочется (бывает на экранах транслируют откровенную «пакость»).
В противовес этому советую подбирать мультфильмы, которые соответствуют возрасту ребенка. Нужно обсуждать с ребёнком увиденное в мультфильме, комментировать нравственную сторону поступков героев. Важно вместе с ребенком выяснить и обсудить основную мораль произведения. Ведь от этого зависит его дальнейшее развитие.
Следует научить ребенка анализу того, что ребенок видит и слышит. И даже в отсутствии взрослого дети будут опираться на собственные установки. Ребенок будет способен размышлять над увиденным, делать собственные выводы, а не просто перенимать чужое мнение. И впоследствии это поможет ребенку выносить собственные оценки и суждения о мире и жизни.
Важно контролировать процесс осмысления духовных категорий, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов, чрезмерного упрощения ценностей и т.д.

Возврат к списку