УЧИМСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ

Коваленко А.В.

После долгих репетиций и отработки своего материала, вы, наконец, досконально разобрались в нем, и готовы блеснуть своими знаниями на сцене перед заинтересованной публикой. И если публика будет действительно заинтересована, то она будет задавать самые разнообразные вопросы. Эта брошюра составлена для того, чтобы помочь вам научиться отвечать на вопросы и не теряться, если что-то идет не так.
В университетах на первых, вводных парах курса, обычно дают список литературы и учебников, которые будут вам полезны при его изучении. Мы, пожалуй, обойдемся без книжек. Для того, чтобы получше разобраться в искусстве ответов на вопросы, вам будет полезно смотреть записи и прямые эфиры политических дебатов как отечественных, так и зарубежных политических деятелей высшего эшелона; а также прямые линии с Владимиром Путиным. Никто лучше политиков не умеет уходить от неудобных или некорректно заданных вопросов. Подмечайте мелочи и приемы, благодаря которым опытные бойцы политических арен могут выходить сухими из воды в практически любых ситуациях.

Немного о структуре лекции и роли вопросов
В моем представлении выступление обычно развивается в ключе, проиллюстрированном мною выше. Я чаще всего выступаю публично с научно-популярными лекциями, потому-то и взял их в качестве примера. Все нижеописанное касается и выступлений в академической среде тоже.
В момент выхода на сцену и в первые несколько минут своего выступления вы, возможно, испытываете волнение, возбуждение, или страх. Это абсолютно нормально, и в этом нет ничего плохого. Многие из нас выступают именно ради этих ощущений.
Затем вы продолжаете свой рассказ, и по мере продвижения своего доклада вы постепенно успокаиваетесь. Вы досконально знаете материал, который докладываете, публика вас слушает, и причин волноваться нет. К концу пятнадцатой минуты, на которой вы, в идеале, должны закончить выступление, вы уже абсолютно спокойны. Ваш доклад заканчивается, и…
Здесь нас и поджидают вопросы. Ко многим ребятам возвращается чувство страха. Я полагаю, что это происходит по той причине, что публика из пассивного состояния переходит в активное, и с ней нужно взаимодействовать и общаться.
Мне кажется, что ответы лекторов на вопросы являются самой важной частью лекции. Почему так? Потому что ваша способность ответить на вопрос, а также качество этого самого ответа, иллюстрирует вашу истинную осведомленность в тех вопросах, которые вы вызвались освещать на сцене.

Сколько вопросов вам зададут?
Сколько вопросов по вашей лекции вам зададут? Вы можете приблизительно прикинуть себе количество и интенсивность постлекционной дискуссии, исходя из ее содержания.
В период с октября 2016 по апрель 2017 я посещал большинство репетиций местного бранча научно-популярного лектория 15x4, отслушал большое количество материала, а также прочел две лекции. Кроме того, я побывал на двух конференциях для школьников среднего и старшего звена, успел защитить курсовую работу и поприсутствовать на защите курсовых у другой специальности. Я провел некоторые наблюдения, которые вылились в такую вот несерьезную иллюстрацию.
Пик этого «графика» приходится на материалы, которые посвящены каким-либо аспектам психологии, вопросам философии и резонансным, популярным в данный момент времени темам (психология лжи/конформизм, трансгуманизм и полет на Марс соответственно). Люди задают самые разнообразные вопросы, делятся мнениями, в общем – стоит оживленная дискуссия, которую приходится ограничивать, иначе ваше выступление на пятнадцать-двадцать минут, будут обсуждать битый час. Мне кажется, что это достаточно закономерно: в наше время многие интересуются психологией, темы о перспективах дальнейшего развития человека и человечества всегда будоражили умы людей… в общем, максимум вопросов к вам возникнет в том случае, если вы заинтересовали людей своим материалом, и / или он был у них когда-то на слуху.
Минимумы же возможны в двух случаях:
•    Ваше выступление очень сложное, и / или скучная.
Когда я читал лекцию о трансгуманизме, мне задали довольно много вопросов, в основном футуристического толка (что будет, если…). Когда я читал лекцию об инвазивных видах животных, вопросы были только у девушки, имеющей какое-никакое биологическое образование.
•    Ваше выступление содержит в себе прописные истины, и так известные всем.
Конечно, выборка, которую я тут предоставил, очень маленькая, и не выглядит репрезентативной. Доверять ей или нет – ваше дело.

Предварительная подготовка
Репетиции – залог хорошего, качественного выступления. Репетировать и отрабатывать материал полезно даже одному. Очень часто бывает так, что один абзац вашего выступления вам очень нравился, когда вы его писали; но во время отработки материала вы понимаете, что на самом деле он никуда не годится, и смотрится в структуре выступления отвратительно.
Публичные репетиции еще лучше, потому что помимо вашего внутреннего цензора, включающегося тогда, когда вы читаете и осмысливаете материал, написанный вами ранее, вам помогают ваши коллеги. Они дадут вам различные советы, сделают замечания – полезные или не очень, и будут, конечно, задавать вам вопросы.
Очень часто получается так, что вопросы ваших коллег, которые были заданы вам на репетициях, могут совпасть с теми, которые вам задаст публика на мероприятии. Если хотите, можете специально заготовить в своей презентации слайды с нужной вам для ответа на возможный вопрос информацией или иллюстрациями. Это, с одной стороны, очень удобно, но при этом может подозрительно смотреться в академической среде – будто вы знали вопросы комиссии заранее, и зачем-то подготовились к ним.
В любом случае, заготовить на всякий случай наглядность для ответов на самые вероятные вопросы, будет не лишним. Какой она будет – решать вам.

Типология вопросов. Как отвечать?
Вопросы (и люди, их задающие) бывают самыми разными. Я условно поделил их на три группы:  
1.    Первая группа. Вопросы из нее задают люди, которым действительно интересно услышать ваш ответ. Они внимательно прослушали ваше сообщение, и хотят уточнить те моменты, которые они, возможно, не поняли, или поняли неправильно. Или хотят узнать по теме вашей речи что-то еще. В любом случае, это хорошие и любознательные ребята, которые ни в коем случае не желают вам зла.
Что делать, если вам задают такой вопрос:
•    Обрадоваться
•    Ответить на вопрос
•    Если у вас нет ответа, скажите об этом честно, и в корректной и доброжелательной форме сошлитесь на использованные вами источники информации.
2.    Вторая группа. Вопросы из этой группы задают люди, которые скорее всего хорошо знакомы с той темой, о которой вы рассказываете. Они задают вопрос просто ради того, чтобы посмотреть, как молодой и не очень опытный докладчик извивается ужом на сковородке, выпутываясь из неловкой ситуации.
Кто входит в эту группу? Я бы сказал, что к ней однозначно относятся все университетские преподаватели. Кроме того, такое иногда могут устроить ваши коллеги по лекторию, или просто люди, хорошо знакомые с темой и желающие немножко самоутвердиться.
Что делать, если вам задают такой вопрос:
•    Не теряйтесь
•    Если можете ответить на вопрос – ответьте
•    Если вопрос «закрытый» (можно ответить «да», «нет», «согласен»), то можете разочаровать хитреца, ответив «да» / «нет» и передать слово дальше.
•    Можете ответить вопросом на вопрос. Следите за временем.
•    Не позволяйте увести себя от темы вашей лекции.
3.    Третья группа. Вопросы из этой группы задают люди, задетые вашим выступлением за живое. Ваш рассказ задействовал у человека некий триггер, и он задает очень эмоциональный вопрос-высказывание, которое провоцирует вас на полемику. Часто такое происходит с людьми, чем-то фанатично увлеченными (приверженцы различных религий, конспирологи, любители альтернативной истории, любители политики). Если вы в своем выступлении задеваете чью-то «священную корову», будьте готовы к таким происшествиям.
Что делать, если вам задают такой вопрос:
•    Держите себя в руках.
•    Не опускайтесь до перепалки и ругани. Если ваш оппонент перешел на крик, он проиграл в споре.
•    Если вы вступили в дискуссию – не позволяйте увести себя от темы вашего выступления.
•    Часто публика играет роль модератора дискуссии. Если спор затягивается, или становится совсем неприятным, зачинщику обеспечен вал неприязненных взглядов и просьб успокоиться.

Общие рекомендации
Здесь я буду говорить о некоторых правилах этикета, о которых не стоит забывать.
К сожалению, на собственном опыте посещения различных конференций и публичных лекций, могу сказать, что у выступающих ребят часто бывают определенные проблемы с банальной вежливостью. От волнения некоторым людям свойственно замыкаться в себе и забывать некоторые нормы приличия. Для того, чтобы не терять лицо перед аудиторией и смотреться выгодно и «на классе», стоит помнить несколько базовых правил, которые помогут вам выглядеть на сцене настоящим джентльменом. Или леди.
Итак:
•    Поблагодарите спрашивающего за вопрос.
Во-первых, это проявление элементарной вежливости. Во-вторых, дежурная фраза вида «большое спасибо вам за вопрос» даст несколько секунд для того, чтобы справиться с волнением и собраться с мыслями для ответа.
•    Если вам задали сложный вопрос, убедитесь, что вы поняли его как надо.
«– Как, по вашему мнению, изменится человеческое общество, когда трансгуманистические технологии достигнут совершенства и станут доступны?
– Вы о говорите о изменениях в социальной сфере или в биологической?
– Социальной.
– Очень хорошо. Итак, …»
•    Отвечайте корректно и доброжелательно.
Некоторые люди воспринимают обращенные к ним вопросы как агрессию со стороны публики. Возможно, такой настрой берет свое начало из университетов, где есть преподаватели-вредины, любящие задать на защите каверзный вопрос. Как бы там ни было, я думаю, что спрашивающие вас о чем-то люди, не пришли бы на мероприятие и не задавали бы вам вопросов, если бы вы были им противны и неинтересны. Публика пришла, чтобы послушать вас и пообщаться с вами. Дайте им это и не отталкивайте их. Это относится и к мероприятиям в академической среде, будь то защиты курсовых или дипломных работ, или доклады на днях науки.
•    Не стоит прикидываться дурачком.
«– Скажите, пожалуйста <…>
– Я что-то не пойму, о чем вы *ухмылка*»
Так делать не стоит. Уровень доверия к вам и к содержанию вашей лекции падает «стремительным домкратом». Вы только что бодро рассказывали о чем-то целых пятнадцать или двадцать минут, создавая о себе впечатление как о человеке, точно знающего, о чем говорит, а теперь сами выставили себя дураком перед аудиторией. Поздравляю.
Если вы не можете ответить на вопрос, скажите об этом, и вежливо отошлите к использованным источникам. Можете попросить кого-нибудь из организаторов в зале записать вопрос, чтобы ответить на него в группе мероприятия ВКонтакте. В том случае если вы выступаете на каком-нибудь научно-популярном мероприятии это вполне приемлемо. В академической же среде, на защите курсовой или дипломной работы, подобный ответ худ
•    Негативная оценка вопроса.
«Довольно глупый вопрос»
«Из вашего вопроса можно понять, что во время лекции вы явно где-то отсутствовали».
Да, вам могут задать глупый вопрос, или вопрос, повторяющий какой-то момент вашей лекции, который вы разобрали во время выступления вдоль и поперек. Не нужно обижаться и грубить аудитории. Она этого не любит, и это просто некрасиво и невежливо. Представьте, что на ваш вопрос так ответит школьный или университетский преподаватель. Вам это понравится? Думаю, что нет.

Вместо заключения
На этом, пожалуй, все. Ответы на вопросы кажутся большой проблемой, особенно если не имеешь опыта и выступаешь перед большой (или очень искушенной) публикой впервые. Я искренне надеюсь на то, что читатель найдет советы, которые я привел в этой небольшой брошюре, полезными, и теперь готов выступать на совершенно другом качественном уровне.

Возврат к списку