МЕЖДУ МЯО-ЧАНОМ И АМУРОМ

Курсова И.М.

Многие не раз совершали путешествие от Комсомольска-на-Амуре до горнолыжного комплекса «Холдоми». Но как часто каждый из нас задумывался о том, а что там за стволами деревьев, стражами, стоящими вдоль всей дороги. Так давайте всмотримся в проемы между деревьями.
Итак, наш путь начинается в горнолыжном комплексе «Холдоми», который находится в Солнечном районе на одноименной горе Холдоми (высота 853 м). Согласно древней легенде "Летал бог над Землей и раскидывал горстями сокровища - распределял их по миру. Там кинет золото, там медь, там камни драгоценные. Летал так, летал, да устал сильно. А сумка еще тяжелая - много богатств в ней осталось, оттягивает ему руку. И когда пролетал он над горными хребтами, размахнулся сильно и швырнул свою сумку, со всеми оставшимися в ней сокровищами, вниз, в горы. Разлетелись сокровища по горам, заполнили их недра. И этот район Мяо-Чана так и называется "Халдоми" - "сумка сокровищ". Мяо-Чан действительно богат полезными ископаемыми, их здесь геологи открыли более 10 видов, но Мяо-Чан - это, прежде всего ОЛОВЯННЫЕ горы. Академик В.И. Смирнов, как - то в шутку, заметил, что в Солнечном районе проще найти месторождение олова, нежели бутылку кефира.
А началось все 11 сентября 1955 года, в день, когда геологу Олегу Кабакову исполнилось 27 лет, он обратил внимание, на лежащие огромные глыбы кварц-турмалиновых брекчий, внутри которых обнаружил наличие касситерита - главного спутника оловянных руд. Когда Кабаков обнаружил свою находку, из-за туч выглянуло солнце и месторождение он решил назвать "Солнечное".
По территории района протекает около 450 больших и малых рек, основная часть которых принадлежит бассейну реки Горин – главной реке района.
Река Силинка одна из крупнейших рек района. Притоками р. Силинка являются Левая Силинка, Амут, Холдоми, Соороль, Цуркуль.
Название реки Силинка – «бодрящая» связано, с особенностями её гидрографии, подмеченными местными жителями – тунгусами и маньчжурами: она действительно «бодрящая» река, так как это горная река. И периодически она показывает свой нрав.
Так 11 августа 2011 года в результате выпадения обильных осадков в районе поселка Горный (он располагается несколько дальше ГЛК «Холдоми») произошел разлив реки Силинка. Хвостохранилище местного ГОК переполнилось и опасные отходы горнорудной промышленности попали в реку, которая в свою очередь затопила часть поселка Горный. Был размыт участок моста через реку Силинка, прервано сообщение между Комсомольском и поселками Горный и Солнечный.
Маньчжуры называли Силинку как и Амур «Чёрной рекой», потому что их воды производят разрушительную работу, размывая коренные берега, постоянно перенося во взвешенном состоянии различное количество рыхлого материала.
По другой версии название реки Силинка связано, с именами людей, её заселяющих: Силинкой называли местность на берегу реки, где проживала семья Силиных – одних из старожилов села Пермское, участвовавших в строительстве г. Комсомольска-на-Амуре.
Нанайская легенда о том, как появилась река Силинка, рассказывает: в одном нанайском стойбище жила красивая девушка, звали ее Силинка и была она дочерью старейшины племени. Многие женихи сватались к ней, но красавица Силинка отдала свое сердце молодому, красивому и статному охотнику, которого звали Амут. Но жадный отец не хотел отдавать ее простому охотнику, а отдать в жены сыну старейшины соседнего стойбища хилому, хромому, но богатому Нергену. Силинка и Амут решили сбежать из родного стойбища. Много дней шли они через тайгу, мари, болота к далеким горам. Отец Силинки, узнав о побеге дочери, очень рассердился. Он приказал злому шаману разыскать беглецов: юношу убить, а дочь вернуть в родительский дом. Шаман обернулся ястребом и полетел. Долго летал он над тайгой, горами, реками, пока не увидел Силинку и Амута, которые спали на вершине горы. Обернулся шаман медведем, убил юношу и сбросил его тело со скалы. В том месте, где упал Амут, начала течь река. Проснулась Силинка, увидела, что нет ее возлюбленного, а внизу течет река, догадалась она, что произошло, села на берегу и стала плакать. Долго плакала Силинка, и от ее слез образовалось большое и глубокое озеро. Потом она долго бродила по тайге, забралась на высокую гору, бросилась вниз со скалы и разбилась. И там, где она упала, стала течь река Амут пробираясь через огромные камни, пороги и дикое ущелье, устремился навстречу своей возлюбленной и соединил свои воды с водами Силинки. Так влюбленные после смерти соединились навек.
На берегу реки Силинки располагается районный центр – поселок городского типа Солнечный, в советские годы он являлся одним из крупнейших центров добычи олова в СССР. Здесь расположен крупный горно-обогатительный комбинат, дававший работу всему поселку. Сейчас население Солнечного составляет около 12 тыс. человек. Кстати, именно тут в 1982 году родился известный фигурист Евгений Плющенко.
А наша дорога лежит  в Комсомольск-на-Амуре.
Заселение места, на котором стоит Комсомольск-на-Амуре, ведется с 1860 г. Тогда по распоряжению первого военного губернатора Приамурья П.А. Казакевича (адмирал, сподвижник Н.Н. Муравьева и Г.И. Невельского) были подготовлены срубы для жителей будущего села. Первые переселенцы - крестьяне из Пермской губернии, которым по жребию выпало здесь обосноваться, дали селу название Пермское-на-Амуре.
В начале 1930-х годов 20 века особое внимание правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 км от г. Хабаровска. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы. Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что село находилось на расстоянии 400 км от границы с Китаем - максимально возможная дальность полета японских самолетов.
В марте 1932 года объявляют мобилизацию для строительства будущего города. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыли еще 147 человек.
Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья, которым стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши. На 15 августа 1932 года для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.
Следствием просчетов и преступной халатности стало истощение и гибель людей от цинги. Люди стали покидать стройку. С начала строительства и по 1 ноября 1932г. со стройки уехали 787 рабочих. Строительство в 1933 г. оказалось под угрозой срыва. В конце 1933 г. в Хабаровск прибыли шесть батальонов военных строителей Особого строительного корпуса в количестве 6000 бойцов и командиров. В город первые отряды военных строителей начали прибывать в 1934 году. В историю Комсомольска-на-Амуре навсегда вошел лыжный переход отряда военных строителей, добиравшихся из Хабаровска по льду Амура.
Впоследствии стало известно, что 70% градостроителей Комсомольска-на-Амуре составили политзаключенные местных исправительно-трудовых лагерей.
С 1932 по 1960 год в городе располагались управления, подразделения и филиалы пятнадцати лагерей и строительств, свыше тридцати лагерных пунктов.
В записке ОГПУ за декабрь 1932 года к проекту штата вновь открываемого отделения Дальлага в Комсомольске говорилось: «...Число заключенных в отделении должно быть до 15 тыс. человек. Лагерь будет вести строительные работы в Комсомольске: жилых, коммунальных, фабрично-заводских зданий; гидротехнических сооружений, доков, эллингов; водоснабжение и освещение; пути и сооружения внутритерриториального транспорта».
Благодаря романтикам-комсомольцам будущий город получил свое официальное название Комсомольск-на-Амуре и неофициальное — город Юности.
А наш путь пересекает Байкало-Амурская магистраль. Ещё в 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала
В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство.
В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда отправляли массы молодых людей на стажировку.
Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.
Одной из станций на этой дороге стал Комсомольск.
История железнодорожной станции «Комсомольск-на-Амуре» началась в одно время с основанием города – в 30-х годах XX века. Первый одноэтажный вокзал был создан из дерева. Станцию построили в 1936 году к приезду первого поезда со строителями-добровольцами из центральной России. Первый поезд прибыл на станцию Комсомольск 29 марта 1936 года, в составе этого поезда было 28 вагонов, он назывался «рабочий-пассажирский-грузовой-почтово-багажный». Со временем он перестал вмещать пассажиропоток и рядом появилось второе трехэтажное здание. Современный облик вокзал приобрел в 1961 году после постройки каменного здания в классическом стиле, проект которого разрабатывали ленинградские архитекторы.
Еще один интересный объект на нашем пути -  поселок им. Попова. В 1939 году в Комсомольске-на-Амуре была введена в эксплуатацию на то время одна из мощнейших в стране и мире радиовещательных станций. Мало кто знает сегодня, но именно из Комсомольска-на-Амуре во время войны шли радиотрансляции советского «иновещания» на весь мир. Во время Великой Отечественной войны диктором  в филиале Всесоюзного радио в Комсомольске-на-Амуре работал негр Ллойд Паттерсон. В начале марта 1942 года,  во время одной из передач Паттерсон потерял сознание и, не приходя в сознание, умер в военном госпитале. Похоронили его в Комсомольске-на-Амуре. Но Ллойд Паттерсон и в городе, и в стране был известен намного меньше, чем сын его – Джемс, сыгравший в советском кинофильме «Цирк»  чернокожего мальчика. На здании Радиоцентра города, где во время войны размещалась группа радиокомитета, сейчас это помещение занимает ГТРК «Дальневосточная», находится  мемориальная  доска в память о  Ллойде Паттерсоне.
А мы с вами уже в границах города Комсомольска–на–Амуре. Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.
12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. Этот день стали считать днем рождения города. Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта - авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г.
В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь» и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и др. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 г.
Гости города Юности сходятся во мнении, что общий облик города напоминает Ленинград, и не даром.
Генеральный план 1934 года, разработанный ленинградскими архитекторами под руководством Б. Данчича, предполагал создание двух центров города в каждой из частей города, имеющих симметричную планировку улиц.
При планировке улиц использовалась радиальная (лучевая) система, что должно было олицетворять «город-солнце». Архитектурные ансамбли города Комсомольск-на-Амуре — хорошо сохранившийся пример советского монументального классицизма.
Основной центр должен был располагаться в Центральном районе: его ось — главный проспект, идущий от Амура к Дому Советов (сегодня проспект Первостроителей). Однако воплощению этого плана помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
На площади Ленина, которая должна была, по замыслу градостроителей, стать центром композиции «Восход Солнца» стоит Дом со шпилем. Если посмотреть на карту города, то площадь — это восходящее светило, а в стороны расходятся лучи-улицы. Замысел архитекторов реализовался не до конца. Дом со шпилем стал визитной карточкой города Юности. Это здание — единственный образец московского архитектурного стиля 60-х годов во всем Хабаровском крае.
А мы на  площади Кирова. Это первая площадь города была названа Круглой. В 1948 г., когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь стала носить его имя. Через нее проходила первая улица города, также названная в честь С.М. Кирова.
На площади находится здание первого кинотеатра города «Комсомолец». Городская газета в № 216 за 1939 год сообщала: «Возле клуба «Ударник» начались работы по строительству нового кинотеатра по проекту архитектора т. Калмыкова, главного специалиста по проектированию кинотеатров в Советском союзе. Война прервала строительство, которое возобновилось лишь в 1946 году. Строил кинотеатр Нижне-Амурский лагерь. 23-го февраля 1947 года кинотеатр «Комсомолец» вступил в строй. Первым фильмом на его экране шел «Адмирал Нахимов». Здание, построенное в стиле довоенного советского неоклассицизма, играет ведущую роль в застройке, оформляющей площадь Кирова. Здание находится на государственной охране. Является памятником архитектуры.
В начале 1990-х годов здание кинотеатра было продано, несколько раз переходило из рук в руки, пока муниципалитет не принял решение выкупить его. После реконструкции сюда переехал городской краеведческий музей.
И вот мы на Набережной Комсомольска.
Амур входит в десятку самых длинных рек в мире, однако до 1975 года через него был перекинут только один мост— в Хабаровске. Строительство моста через Амур в Комсомольске было запланировано еще в 1932-м году, когда нужно было соединить два побережья реки будущей Байкало-Амурской магистралью. Разработкой проекта занялся ленинградский институт, от которого поступило предложение, включающее три варианта постройки переправы. По одному из них, он мог располагаться в пределах строящегося города, по второму и третьему – в его черте и чуть ниже. Но ещё долгое время переправу с одного берега на другой осуществляли паромы. Мост выполняет функцию главных ворот города, и хорошо охраняется. Это стратегический объект, важная часть БАМа, пешеходное движение по нему запрещено.
Полная длина моста составляет 1 435,32 м. Высота над уровнем воды 24 м.
При строительстве моста в 1970—1971 гг. впервые в отечественной практике мостостроения был применен метод сооружения опор на фундаментах из железобетонных оболочек диаметром 3 м по технологии К.С. Силина, исключив кессонные фундаменты, которые традиционно применялись при строительстве всех больших и внеклассных железнодорожных мостов Транссибирской магистрали.
Еще один объект набережной это речной вокзал, построенный строителями СМП -291 по проекту ленинградского архитектора Б.А. Вотинова, открыт 2-го мая 1976 года. По архитектуре вокзал напоминает плывущий теплоход. В его конструкции просматриваются палуба, нос, корма, труба, трап. Проект - индивидуальный. Есть данные, что где-то в Средней Азии впоследствии был построен ещё один речной вокзал по тому же проекту, но в России такой - точно один. Три его причала были рассчитаны на перепад уровней Амура в пределах десяти метров. В зале ожидания на втором этаже – размещались гербы городов, расположенных по Амуру, выполненные в металлической чеканке. Одну из стен зала ожидания украшала картина члена Союза художников СССР, комсомольчанина В.П.Лановенко. По его же эскизу скульпторами В.С. Косаминским и Г.И.Костенко выполнен барельеф из алюминия, укрепленный на фасаде здания речного вокзала. Фигура корчевщика на этом барельефе символизирует молодого строителя первых пятилеток. А выкорчеванный им пень, перевернутый вверх корнями, напоминает факел. Образ факела возник у художника под влиянием образного сравнения Комсомольска-на-Амуре с «факелом первых пятилеток».
С 1976 по середину 1990-х годов здесь была лучшая городская гостиница и самый статусный ресторан. В середине 90-х годов бывшую гостиницу заняло управление ОАО «Амур-Порт». В дальнейшем в результате серии смены собственников и бесконечной череды судебных процессов предприятие оказалось полностью развалено и признано банкротом, а здание - заброшено и захламлено.
Здесь возле речного вокзала завершают свой маршрут комсомольские трамваи. В 1955 году, были выполнены технико-экономические обоснования строительства трамвайной инфраструктуры в городе, а 6 ноября 1957 года на площади Ленина состоялся митинг, посвящённый пуску трамвайного движения в Комсомольске-на-Амуре.
А первым трамвайным маршрутом стал маршрут протяжённостью 6 километров «Завод Амурсталь—посёлок Мылки». Сегодня протяжённость трамвайного пути в городе 42 км, а общая протяжённость всех маршрутов составляет более 89 км. Это самая восточная трамвайная система России.
РВ3−6 — это не бессмысленный набор букв или имя дроида из «Звездных войн», а название самого стильного советского трамвая, разработанного в 1960-х годах в Риге. Некогда трамваи этой серии ходили по многим городам Советского Союза. Но последние экземпляры выпустили в 80-х годах, и сегодня РВ3−6 — уже практически исторический объект. Эти симпатичные ретро-трамвайчики обычно пылятся в музеях под открытым небом или перестроены под небольшие туристические кафе, но в Комсомольске они по-прежнему в строю и, более того, составляют солидную часть действующего подвижного состава. Увидеть РВЗ-6, катящийся по улицам города, и сфотографировать его — обязательный пункт программы для туристов в Комсомольске.
На набережной, на месте, где высадились первые строители Комсомольска, установлен памятный камень - 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы - строители города». Если в этом месте стать спиной к Амуру, нам открывается величественная картина проспекта Мира, мы видим Дворец культуры и спорта «Судостроитель» – это важный культурный объект Комсомольска-на-Амуре. Центральная часть его строилась в годы войны и открыта 6 ноября 1944 г. В конце 1960-х были пристроены новые крылья и видоизменён фасад центральной части. До 1972 года здесь базировался городской Драматический театр, актером которого, в 1958-1961 гг. был народный артист России Анатолий Юрьевич Равикович, снявшийся в большом количестве всем известных фильмов, но особенно полюбившийся многим по роли застенчивого интеллигента Хоботова в «Покровских воротах». Стоит сказать и еще об одном человеке, имеющем отношение к Дворцу. Это гений джаза – Эдди Рознер. Знаменитый на весь мир Льюис Армстронг называл этого человека – мой белый брат. Так получилось, что «белый брат» попал в Комсомольск-на-Амуре по путевке в «места не столь отдаленные». Но и здесь он занимался именно тем, что умел гениально – играл джаз, организовал оркестр и выступал вместе с ним на сцене Дворца культуры судостроителей.
Пока наше путешествие заканчивается. Но еще очень много интересного можно найти в закоулках архивов и библиотек города.


Возврат к списку