ИГРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ
Хагин Е.В.
Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развития коренного населения, особенности его хозяйства, быта и культуры. На основе древних эстетических традиций коренные жители создали своеобразный фольклор, красочное орнаментально-декоративное искусство, полные обаяния и народной мудрости легенды, сказки и предания, а также рациональную и эффективную систему физического воспитания. Весь образ жизни семьи народов Приамурья, культура жизнеобеспечения, исконные промыслы требовали от подрастающего поколения физической силы, закалки, выносливости и ловкости, самообладания и выдержки.Богата, разнообразна и уникальна традиционная культура этих малочисленных на¬родов Дальнего Востока. Особое место в ней занимала традиционная физическая культура, которая выражается в своеобразном физическом воспитании подрастающего поко¬ления с помощью закаливания, народных игр и состязаний.
В истоках возникновения и совершенствования системы физического воспитания коренных народов Приамурья заложен «секрет выживания» в суровых климатических условиях. Труд жителей Приамурья сопряжен с огромным напряжением человеческих сил, требует воли, смелости, и, возможно, поэтому местные жители считали физическую подготовку крайне необходимым делом и придавали большое значение тем средствам, которые способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию физически крепкого, сильного и выносливого человека. Они понимали, что от этого зависит их благополучие, успехи в рыбной ловле, охоте, собирании дикоросов (ягоды, лечебных трав и др.).
Поэтому трудовое воспитание и физическое совершенс¬тво у этих народов всегда играло особую роль как в про¬фессиональной подготовке рыбака или охотника, так и в физическом воспитании подрастающего поколения.
В прошлом жесткое физическое воспитание нанайских, ульчских, нивхских подростков делало их малоуязвимыми и жизнестойкими в неблагоприятных природных и бытовых условиях. Основными средствами такого воспитания были естественное закаливание, различные физические нагрузки и труд, а также самобытные игры и состязания. Благодаря отработанному веками целенаправленному воспитанию со стороны родителей и рода, а также осознанному самовоспи¬танию дети уже к 10-13 летнему возрасту в совершенстве владели не только основными трудовыми навыками, но и имели достаточно высокую для своего возраста физическую подготовку и закалку. Например, каждый ульч, нивх, нана¬ец, негидалец с раннего возраста превосходно владел все¬ми тонкостями искусства гребли на лодке и оморочке, мет¬ко стрелял из лука, без промаха бил острогой рыбу, с по¬мощью традиционных игр, состязаний и физических упраж¬нений развивал быстроту, выносливость, ловкость, силу.
В сказках и легендах, преданиях непременно воспевались люди с большой физической силой и благородной душой. Они пользовались заслуженным уважением и почетом. Слушая героические песни, сказания, сказки, дети, подростки, молодежь узнавали о древних способах и приемах тренировки силы, быстроты, ловкости, выносливости, о традиционных играх и состязаниях. Кроме того, эти сведения стимулировали у них желание быть похожими на былинных богатырей. Желание, стремление детей, молодежи стать такими же сильными и непримиримыми ко злу, носителями добра, считалось вполне естественными явлениями.
Популярные и эффективные в прошлом средства физичес¬кого воспитания коренного населения Амура, по сути дела, забыты, а многие уже утрачены. Преподаватели физического воспитания общеобразовательных школ, где обучаются дети коренных жителей, не знакомы с их оригинальными тра¬диционными средствами физического воспитания.
В этом плане особую ценность представляют тради¬ционные национальные игры. Своим содержанием и напра¬вленностью игры вызывали у детей устойчивый интерес к традиционным ремеслам родителей рода. С помощью игр поддерживалась и развивалась высокая работоспособность, закалялось и укреплялось здоровье, формировались жизнен¬но важные двигательные качества и навыки, воспитывались честность и смелость, коллективизм, взаимовыручка, воля, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Для коренных жителей Приамурья и Сахалина традиционные игры и состязания являлись когда-то неотъемлемой частью повседневной жизни. С помощью этих самобытных средств традиционной физической культуры эти народы воспитывали подрастающее поколение, делая его жизнестойким и малоуязвимым к суровым природным и жизненным условиям. Через игры и состязания, которые носили в своей основе прикладной характер, дети знакомились с основными приемами того или иного традиционного промысла своей семьи, рода: рыбного, зверобойного или охотничьего – усваивали их к 10-ти летнему возрасту овладевали ими в совершенстве. Национальные игры и состязания способствовали передаче старшего поколения младшему бесценного положительного опыта накопленного предками в течение веков, в рациональном ведении хозяйства на Севере, жизни в гармонии с природой и многом другом. Взрослые нивхи благодаря целенаправленным и систематическим национальным играм и состязаниям поддерживали высокую «спортивную и профессиональную форму», которая необходима была им для постоянной борьбы с «силами природы» за свое существование и существование рода.
На формировании самобытных видов спорта большое внимание оказали также природные, климатогеографические, производственные и другие особенности, в том числе и этнические. Примером этому может служить использование в состязаниях обязательных компонентов — тынзяна (аркан), хорей (деревянный шест для управления оленьей упряжкой), нарт.
Какие особенности у национальных видов спорта? У каждой северной народности они свои, продиктованы не только традиционным трудом и бытом, но и темпераментом народа, природными и историческими особенностями.
Одна из особенностей национальных видов спорта то, что они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в промыслово-оленеводческой профессии. Умение профессионально метать, прыгать, бегать по лесным овражистым или горным участкам местности — это навык, который необходим и оленеводу, и охотнику и будущему воину.
Анализируя работы известных исследователей в области физического воспитания коренных народов Севера и Дальнего Востока В. Ч. Бельды (1988, 1989), П. Киле (1993), В. И. Прокопенко (1992, 1993), А. Н. Фроловой (2002) отмечается сходство форм, методов и средств традиционного физического воспитания этих народов, которые определяют образ жизни, система хозяйства и культура коренных народов, зависящие от географической среды и климатических условий.
Известно, что каждый народ, большой и малый, в соответствии с уровнем социально-экономического развития, природно-географических условий исторически выработал свою собственную систему физического воспитания. Система физической культуры народностей Приамурья веками выверялась самой практикой жизни, она не только вырабатывала морально- волевые черты личности, но и способствовала художественно-эстетическому воспитанию человека. Физическая подготовка коренных народностей Приамурья находилась в прямой связи с воспитанием молодого поколения. Именно благодаря систематической и оригинальной форме физического воспитания нанайцев, ульчей, нивхов, негидальцев, эвенков, орочей, удэгейцев, из них вырастали меткие охотники и удачливые рыболовы.
В национальных видах спорта нашли определенное отражение истоки народных знаний о природе, человеке и обществе. В истории накопления этих знаний в области национальной физической культуре прослеживается понимание амурчанами красоты и гармонии. Кроме того, многовековой опыт использования национальных игр и физических упражнений дает возможность глубже увидеть особенность психологического склада коренных жителей Приамурья. В национальных играх и видах спорта существует своеобразная философия здоровья народностей Приамурского региона. Эта философия представляет собой стройную систему, основанную на нравственных и эстетических принципах, на вечном стремлении человека к гармоническому совершенствованию.
Таким образом, традиционная система воспитания у народов Приамурья была сложной и многогранной. В основе её лежал труд. Всё воспитание детей связывали с подготовкой человека к трудовой деятельности на основе эмпирических знаний. Эта задача была не лёгкой и реализовалась в сложной жизненной ситуацией в системе родового общества, когда сохранялось традиционное мировоззрение. Здесь, как и в любом обществе, складывались различные жизненные ситуации, и не во всех семьях одинаково относились к воспитанию детей. Многие пожилые народы Приамурья до сих пор помнят рассказы о мудрых стариках, заботивших о воспитании здоровых и трудолюбивых детей, владеющих практическими навыками для самостоятельной деятельности. Таким образом, большинство народов Приамурья заботились о преемственности в передаче своего жизненного опыта от поколения к поколению. Об этих стариках помнили долго, слагали о них легенды и в их честь давали имена новорождённым.
Говоря о комплексности и универсальности игр, прежде всего надо отметить их главную роль — подготовку детей к труду, поддержание физической и профессиональной подготовленности у старшего поколения. Широкой популярностью среди коренных жителей Приамурья пользовались: гребля на лодках и оморочках, метание и толкание камней и других предметов, гонки на охотничьих лыжах, поднятие и переноска тяжестей, разнообразные прыжки в длину, стрельба из лука, перетягивание каната, борьба, подвижные игры «Чакпан» и «Боёкан» и т. д. Они проводились обычно на народных и религиозных праздниках, сходах, во время отдыха на промыслах, на досуге и т. д.
Подвижные игры коренных народов Приамурья стали важным средством народного воспитания, этнокультурного, физического и трудового развития, которые помогают усвоению основных правил и норм своего народа, способствуя их инкультурации в сфере национальной морали и этики. Народные подвижные игры имеют близкую взаимосвязь с различными аспектами этнической культуры, и как воспитательное средство способствуют ее передаче подрастающему поколению. Они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий и отличается нестандартностью движений. Характерной особенностью подвижных игр жителей Приамурья, как для взрослых, так и для детей, является то, что они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий и отличается нестандартностью движений. Они проводятся в любую погоду, часто даже в сильные морозы.
Следовательно, можно говорить об особой целесообразности использования подвижных игр коренных народов Приамурья в современном физкультурном образовании как средства народного физического воспитания, оказывающего положительное влияние на улучшение психомоторики и поликультурное развитие подрастающего поколения. Поэтому народные подвижные игры представляют огромный интерес не только в плане изучения культуры коренных народов Приамурья, но и для их эффективного использования в современном физическом воспитании с учетом социокультурных, регионально-территориальных, климатических факторов.
КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» обеспечивает край педагогическими кадрами из числа коренных малочисленных народов Севера. Образование на отделении коренных малочисленных народов Севера ориентировано на учет региональных и этнокультурных особенностей в основных образовательных программах дошкольных и общеобразовательных организаций Хабаровского края. Изучаются родные языки, национальные виды декоративно-прикладного искусства, осуществляется внеурочная деятельность с использованием различных форм. В техникуме активно занимаются развитием национального спорта коренных малочисленных народов Севера. Ежегодно проводятся соревнования по национальным видам спорта для обучающихся. В программе соревнований традиционно выполняются дисциплины: прыжки через нарты, тройной прыжок на одной ноге «Томян», челночный бег с палкой, прыжок в длину с места, стрельба из лука, перетягивание каната.
Ценный опыт участия студентов техникума в северных многоборьях на уровне Хабаровского края способствует развитию и популяризации национальных видов спорта и в нашем образовательном учреждении.
Изучение народных подвижных игр позволяет последовательно решать задачи в современном физическом воспитании молодежи, формируя целостное представление о физической культуре, ее возможностях, которые проявляются, во-первых, в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, в расширении знаний истории и культуры разных народов, проживающих на территории Дальнего Востока.
Библиографический список:
1. Афанасьев В.М. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и дальнего Востока.Якутск, 1979.
2. Бельды В.Ч., Прокопенко В.И. Правила соревнований по национальным видам спорта народностей Приамурья.Хабаровск,1984.
3. Вингун А.М. Игры кореных народов Нижнего Амура.
4. Гонтмахер П.Я. Проблемы развития физической культуры и спорта среди коренных народностей советского Дальнего Востока.Тез. «Социальные проблемы развития физкультуры и спорта на БАМе». Хабаровск,1979.С 9-12.
5. Гонтмахер П.Я. Эстетическая и историческая ценность национальных игр коренных народов Приамурья и Сахалина: Научно-методическое рекомендации.Хабаровск,1985.
6. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина.М.,1984.
7. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов.(середина XIX – начало XX вв.).Л.,1975.
8. Таксакми И.М. Традиционное воспитание детей у нивхов.// Традиционное воспитание детей у народов Сибири.- Л.:Наука,1988.