ВАЖНОСТЬ ПРЫЖКОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЖИЗНИ

Деятельность человека в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает морфологические возможности, приобретённые в процессе жизни. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и также психическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.
Что такое выносливость?
Ю.Ф. Курамшин пишет, что «выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности». В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в-третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.). [10]
Ж.К.  Холодов отмечает, что выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления. А также, высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена. [11]
Изучение прыжковой выносливости как физического качества, а также средств и методов ее развития довольно актуально. Так, по мнению Т.С. Игнатенко, прыжковая выносливость - это способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с максимальными усилиями. [9] Прыжковая выносливость необходима при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат, в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия. К тому же она необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы.
Объект исследования - процесс развития прыжковой выносливости у учащихся студентов первого курса профиля «Физическая культура.
Предмет исследования - оценка уровня развития прыжковой выносливости у студентов первого курса профиля «Физическая культура».
Цель исследования - определить уровень прыжковой выносливости у студентов первого курса направления «Физическая культура» и на основе анализа составить рекомендации по использованию упражнений на развитие данного физического качества.
Задачи:
1) Изучить специфику развития прыжковой выносливости как физического качества.
2) Анализ уровня развития прыжковой выносливости у студентов первого курса профиля «Физическая культура»
3) Составить рекомендации к выполнению упражнений на развитие прыжковой выносливости.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов под общей выносливостью понимают «способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы». В учебнике «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Б.А. Ашмарина общей выносливостью называют «длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма». [1]
«Требуй от себя невозможного и получишь максимум»
Т.Ю. Карась в своём учебно-практическом пособии «Теория и методика физической культуры и спорта» пишет, что «специальная выносливость -  способность противостоять утомлению в определенном виде деятельности».
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Почти не существует упражнений, в которых тот или иной вид выносливости проявлялся бы в чистом виде. Например, в легкой атлетике бег на 100 м на 95% обеспечивается за счёт анаэробных поставщиков энергии и лишь на 5% - за счет аэробных. Обратное соотношение в беге на 5 и 10 км. На всех остальных беговых дистанциях смешанное энергообеспечение. Так, у футболиста должны быть хорошо развиты дыхательные (аэробные) возможности, иначе он не сможет поддержать заданный темп игры в течение 90 минут. В то же время футболисту для выполнения ускорений (рывков) во время атакующих или защитных действий необходимо хорошо развитые анаэробные возможности.
Основными средствами воспитания специальных видов выносливости являются упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма. Также используются специфические соревновательные упражнения и специальные упражнения на выносливость.[2]
«Сила – это здоровье. Здоровье без силы невозможно.»
Согласно Ж.К. Холодову и B.C. Кузнецову, для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
У Озолина Н.Г. представлены методические указания к развитию выносливости. Последовательность этапов здесь такая: этап - развитие общей выносливости; этап – образование специального фундамента для выносливости; этап – усиление специального фундамента в его силовых и скоростных компонентах; этап – воспитание специальной выносливости, прямо направленной на достижение лучших спортивных результатов.
Ты знаешь что такое прыжковая выносливость?
Прыжковая выносливость - способность к многократному повторению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара, постановки блока, выполнения вторых передач. Мышечная работа носит локальный характер, а это значит, что она происходит в анаэробных условиях. Способность продолжать работу в безкислородных условиях обеспечивается как анаэробными возможностями, так и волевой подготовкой. [5]
Прыжковая выносливость в художественной гимнастике базируется на функциональной подготовленности, позволяющей совершать серии тренировочных прыжков при ЧСС в пределах 162-168 уд/мин, пульсовой стоимости нагрузки на этом уровне ЧСС равной 8892 уд/мин и восстановлении ЧСС ко второй минуте после работы на 42-45%, а при выполнении квалификационных комбинаций кандидатов в мастера спорта соответственно: 162-168 уд/мин, 74-81 уд/мин и 45-47%. [6]
Исходя из разных точек зрения авторов и прейдя к целостному осмыслению разнообразных научных знаний о прыжковой выносливости как физическом качестве, и на основании этого можно сделать вывод, что прыжковая выносливость - способность человека выполнять прыжковые упражнение длительное время без искажения техники.
«Познакомимся с упражнениями»
Для воспитания прыжковой выносливости используется повторный, интервальный, соревновательный и игровой комплексный метод.
Для развития прыгучести вес отягощения должен составлять 10-40% от веса спортсмена, для прыжковой выносливости – 40-60%.  Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие: для развития прыгучести число прыжков – 15-20 за серию, число серий – 6-8, пауза отдыха между сериями – 1-2 мин; для развития прыжковой выносливости число прыжков должно быть 20-40 за серию, число серий – 4-6, паузы отдыха между сериями – 2-3 мин.  [9]
А.В. Беляев и Л.В. Булыкина в своей статье «Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности» составили каталог прыжковых упражнений, укрепляющих мышцы-разгибатели тазобедренного, коленного и сгибатели голеностопного суставов и программа прыжковых тренировок.
Примерный комплекс упражнений для волейболистов (авт. А.В. Беляев и Л.В. Булыкина) для развития прыжковой выносливости:
1. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа.
2. Запрыгивание на тумбу высотой 80-100 см.
3. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.
4. Прыжки вверх ножницами (сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах).
5. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед - прыжок.
6. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава.
7. Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).
8. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.).
9. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа).
10. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше.
Кандидат педагогических наук Ф.Р. Сибгатулина, даёт следующие упражнения и рекомендации для развития прыжковой выносливости спортсменок в художественной гимнастике:
Для прыжковой выносливости:
1) прыжки с двойным вращением скакалки в 2-3-х сериях по 10-15 прыжков подряд;
2) чередование прыжков на одной и двух ногах с высоким выпрыгиванием вверх в 2-3-х сериях по 18-20 прыжков. Кроме перечисленных выше типов упражнений (по примеру которых можно применять и другие).  [6]
В статье «Эффективность прыжковой подготовки в тренировочномпроцессе легкоатлетов 9-10 лет» представлено педагогическое исследование,  целью которого стало определение эффективности тренировок с прыжковой и беговой направленностью легкоатлетов наначальном этапе подготовки. Для достижения цели было сформировано две группы: контрольная группа занималась пометодике Н.Г. Озолина, в которой преимущество отдается беговой работе, экспериментальная группа занималась по методике Ю.В. Верхошанского с прыжковой направленностью. Контрольное тестирование в конце эксперимента показало, что вэкспериментальной группе результаты прыжка в длину, тройного прыжка, бега на 60 м, бега на 150 м оказались достоверновыше, чем в контрольной группе.[8]
Анализ вышеизложенных теоретико-методических особенностей развития прыжковой выносливости, а также обзор использования средств и методов у различных авторов, позволит систематизировать практические рекомендации использования упражнений у студентов первого курса профиля «Физическая культура» исходя из анализа уровня их подготовленности в аспекте данного физического качества.



Библиографический список:
1. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры – 3.03.2004 http://bmsi.ru/doc/9a6d6e69-bbc2-4533-a2aa-bf6d58ae5b92 (Дата обращения 04.10.2017)
2. Дьякова Е. Ю., Лалаева Г. С., Захарова А. Н., Миронов А. А. Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет //Вестник Томского государственного университета 2012. № 363.
3. Игнатенко, Т.С. Развитие прыгучести у волейболистов [Текст]: методические указания / Т.С. Игнатенко. – Ухта: УГТУ, 2006.-13 с.
4. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие / Т.Ю. Карась. – Изд-во АмГПГУ: Комсомольск-на-Амуре, 2012.-125с.
5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
6. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г Озолин. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. –863 с.: ил. – (Профессия - тренер).
7. Сибгатулина Ф. Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике//disserCat — электронная библиотека диссертаций - 13.01.2004 http://www.dissercat.com/content/pryzhkovaya-podgotovka-sportsmenok-v-khudozhestvennoi-gimnastike
8. Трофимов А.М., Прокофьев А.И. Физическая выносливость и ее видовая дифференциация // Теория и практика физической культуры – 15.04.2014http://www.teoriya.ru/ru/node/1609 (дата обращения 28.09.2017)
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
10. Сайт «спортстатьи.рф» http://спортстатьи.рф/(Дата обращения 03.10.2017)
11. http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=876&article_id=5284 (Дата обращения 04.10.2017)

Возврат к списку