ШКОЛЬНЫЙ ВОРКАУТ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
«Кто любит спорт, тот здоров и бодр».С развитием человечества гимнастика стала разделяться на множество направлений. На сегодняшний день одним из таких направлений является воркаут. Так, Е. С. Крючек отмечает, что многообразие гимнастических упражнений позволяет оказывать как общее, так и избирательное воздействие на все системы организма человека и обеспечивает разностороннее влияние на занимающихся. Возможность использования разных способов и методических приёмов при проведении упражнений помогает успешно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи [12].
По словам Е. Ю. Лалаевой, перекладина – один из основных гимнастических снарядов и видов многоборья в соревнованиях мужчин. Конструкция перекладины позволяет выполнять большое количество упражнений в упоре и висе, что обусловило её применение в основной и спортивной гимнастике [9].
А. А. Хазов пишет, что слово «гимнастика» происходит от греческого слова «гимназо», что означает - упражняю, тренирую. Гимнастика — это определённая исторически-сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Представляет собой систему специально подобранных физических упражнений и научно-разработанных методических приёмов, направленных на решение задач всестороннего физического развития, совершенствование двигательных способностей и оздоровление занимающихся [10].
«Двигайся больше – проживёшь дольше».
Спортивная гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта, в котором сложнокоординационные действия выполняются в относительно постоянных условиях с оценкой мастерства спортсмена по критериям трудности программы, её композиции, качества исполнения [10].
Согласно одному из основоположников воркаута в России и Украине А. Кучумову, главным отличием спортивной гимнастики и воркаута в плане выполняемых занимающимися упражнений заключается в том, что в гимнастике очень большое количество упражнений строится вокруг использования инерции (все прыжки, обороты, акробатика), либо гибкости (шпагаты и т. п.). В классическом воркауте вообще нет упражнений с использованием инерции, так как всё выполняется за счет силы. Потому что принцип воркаута именно в тренировке тела, а не просто в выполнении упражнений.
Гимнастика вся построена на изучении разнообразных упражнений и прогрессий от простых элементов до самых сложных. Чем сложнее элемент, тем выше твои шансы на победу, а это значит, что все, кто занимаются гимнастикой, должны прогрессировать и усложнять свои тренировки. Иначе просто не выиграть на соревнованиях.
Воркаут строится вокруг базовых упражнений, таких как подтягивания, отжимания от пола и на брусьях, приседания. В воркауте так же существует огромное разнообразие упражнений, но основания идея заключается не в том, чтобы сделать следующий элемент сложнее предыдущего, а в том, чтобы сделать его более эффективным для тренировки. Потому что главная цель - тренировка самого себя.
Конечно, в воркауте есть элементы, которые пришли из спортивной гимнастики, акробатики и брейк-данса. Но они не составляют основу воркаута и не являются целью тренировок.
Поскольку все эти трюки действительно гораздо зрелищнее обычных тренировок, то популярными становятся видео с большим количеством сложных элементов, а СМИ предпочитают иметь «красивую картинку в кадре», а не просто показывать несколько видов отжиманий. Но суть воркаута не в сложных трюках, а в том, что даже простые упражнения можно сделать интересными [12].
Отличительными чертами воркаута являются:
- базирование на упражнениях с собственным весом;
- активное использование воображения в тренировках;
- отсутствие рамок и ограничений в виде конкретных программ.
Объект исследования - содержание упражнений воркаута в системе учебного процесса на уроках гимнастики с элементами акробатики.
Предмет - средства и методы развития воркаута у учащихся школьного возраста.
Цель - определить возможности использования элементов воркаута у учащихся школьного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и педагогическое наблюдение.
Задачи:
1. Изучить воркаута как вид двигательной активности.
2. Обосновать влияние занятий воркаутом.
3. Дополнить школьную программу по физической культуре средствами воркаута.
«Гиппократ: Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм».
Э. Кавадло поясняет, что тренировка тела без внешнего сопротивления называется калистеникой. Она существует с самого появления человечества. Калистеника, или тренировка с собственным весом, это древнейшая форма тренировки. Подтягивания и приседания записаны в нашей ДНК. Задолго до появления современного спортзала использование только лишь тела в качестве сопротивления было не просто наилучшим, но единственным способом тренировки. Калистенику можно назвать родоначальницей сложнокоординационных видов спорта, связанных с искусством движений.
В первых спортзалах (или «гимназиях») в Древней Греции занимались исключительно упражнениями с собственным весом. Использовался минимум инвентаря, например, брусья, канаты. Само слово «калистеника» пришло к нам из греческого языка и приблизительно переводится как «красивая сила». В этих спортзалах также преподавалась философия и лингвистика.
Э. Кавадло отмечает, что минимализм тренировки с собственным весом, красота окружающего пространства при работе на улице, возможность иметь крепкий организм, доступность занятий, минимальные траты денежных средств – главные преимущества калистеники. Также в уличном спорте очень приятен элемент импровизации. Когда вы задействуете элементы окружающего мира вместо того, что вам навязывают фирмы-производители спортивного оборудования, вы пробуждаете в себе творческое, артистическое начало [5].
Задача воркаута, по мнению Д. В. Воробьёва, - совершенствование человека без опасности для его жизни и здоровья. В основе воркаута находятся базовые упражнения общей физической подготовки, такие как подтягивания, отжимания от пола, отжимания на брусьях и приседания. Однако за счёт воображения были придуманы множества различных новых вариантов их исполнения, а также комбинаций. При дальнейшем развитии направления были заимствованы некоторые элементы из гимнастики (для примера - передний и задний висы, горизонт), но также было придумано множество оригинальных упражнений [1].
«Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом».
Воркаут содействует совершенствованию таких физических качеств, как двигательно-координационные способности, из учебно-практического пособия Т. Ю. Карась – способности точно, целесообразно, экономно и находчиво решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи; силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Так В.М. Зациорский [3, 4] под силой понимает способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать им за счет мышечных напряжений. Различают собственно-силовые способности и их соединения с другими физическими качествами. Силовые способности, которые развивает воркаут: собственно-силовые способности (максимальная сила, статическая сила), скоростно-силовые способности (взрывная сила), силовая выносливость (статическая и динамическая). Также идёт развитие гибкости – это способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой (динамическая и статическая); выносливости – это способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности или способность совершать работу заданной интенсивности в течение длительного времени (силовая, координационная) [7].
Основные упражнения в воркауте. Подтя́гивания — базовое физическое упражнение, развивающее группы мышц верхней части тела: широчайшие, бицепсы, брахиалис, грудные, верхняя часть спины, мышцы брюшной стенки, предплечья [11].
Выход силой — это подтягивание, в котором вместо остановки при поднятии головы над турником выше подбородка, продолжается движение до полного распрямления рук и поднятия тела над перекладиной. Также, это одно из основных упражнений воркаута [11].
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа - базовое физическое упражнение, выполняемое в положении упор лёжа и представляющее собой поднятие-опускание тела с помощью рук. При выполнении упражнения задействованы большие грудные мышцы и трицепс, а также передние дельтовидные мышцы, локтевая мышца и плечевой пояс в целом [11].
Отжимания на брусьях - базовое упражнение в воркауте, бодибилдинге и пауэрлифтинге выполняемое на брусьях, которое развивает грудные мышцы и трицепсы.
Также в силовой части воркаута существует множество разновидностей выполнения упражнений, которые изобретают сами участники данного направления: «ласточки», «горизонты», всевозможные статические задержки тела и динамические упражнения, выходы «принца и ангела» и т.п. Все упражнения выполняются на трубах, турниках, брусьях, полу, шведских стенках, рукоходах и других возможных приспособлениях. В большинстве упражнений используется в качестве нагрузки только вес спортсмена (калистеника), однако в некоторых случаях применяются различные утяжелители.
Спортивная гимнастика – один из наиболее популярных видов спорта. Она содействует гармоническому воспитанию подрастающего поколения, поэтому во многих странах является важной составной частью национальных систем физического воспитания.
Разрешая задачи физического совершенствования занимающихся, спортивная гимнастика предусматривает овладение мастерством в исполнении гимнастических упражнений, требующих сложной координации движений, большой физической силы, мобилизации воли, выдержки и смелости.
Спортивная гимнастика – эффективное средство гармонического физического развития человека. Трудно переоценить благотворное влияние упражнений спортивной гимнастики на занимающихся. Они хорошо развивают мышечно-связочный аппарат рук, туловища, плечевого пояса, создают предпосылки для овладения новыми физическими упражнениями. Многие упражнения имеют непосредственно прикладное значение. Таковы, например, некоторые подъемы и перевороты на снарядах, соскоки с них.
Спортивная гимнастика способствует воспитанию смелости, решительности, умения ориентироваться в неожиданно складывающейся обстановке. Она содействует совершенствованию таких физических качеств, как двигательно-координационные способности, силовые способности, гибкость и выносливость. В процессе спортивного совершенствования гимнаст осваивает всё более и более сложные упражнения. Занятия спортивной гимнастикой оказывают благоприятное воздействие не только на мышечно-связочный аппарат, но и на внутренние органы.
Как известно, в тех случаях, когда нетренированный человек попадает в непривычные для него условия опоры, в необычное положение по отношению к горизонту, у него значительно смещаются некоторые внутренние органы (сердце, лёгкие, желудок), в результате чего работоспособность ухудшается.
Спортивная гимнастика является прекрасным средством борьбы со смещением внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению гимнастических упражнений организм человека всё меньше и меньше реагирует на необычные положения тела. У квалифицированных гимнастов, внутренние органы смещаются значительно меньше, чем у незанимающихся ею.
При переворачивании человека вниз головой купол диафрагмы опускается вершиной вниз и на него давят все внутренности брюшной полости. Вследствие этого у неопытного гимнаста брюшное дыхание становится почти невозможным, а грудное дыхание затрудняется. В положении головой вниз уменьшается емкость грудной клетки, вследствие чего облегчается выдох и затрудняется вдох. Жизненная емкость легких при этом уменьшается почти на литр. У тренированных гимнастов глубина вдоха в положении вниз головой больше, чем у нетренированных. То же можно сказать и о жизненной ёмкости легких. По имеющимся данным, у опытного гимнаста при выполнении гимнастических упражнений лёгочная вентиляция осуществляется вполне удовлетворительно, в то время как у гимнаста, не умеющего хорошо выполнять эти движения, наблюдается чрезмерное натуживание, задержка дыхания и недостаточная лёгочная вентиляция. Следовательно, спортивная гимнастика является хорошим средством совершенствования деятельности дыхательной системы в необычных условиях опоры.
Как известно, при выполнении упражнений на снарядах дыхание и кровообращение несколько своеобразны. Так, если при занятиях большинством видов спорта лёгочная вентиляция и газообмен во время работы больше, чем после неё, то при выполнении многих гимнастических упражнений наоборот. Например, по данным Лингарда [2], минутный объем сердца во время виса на согнутых руках на перекладине достигает 11,3 литра, а непосредственно после его выполнения – 12,3 литра. Газообмен, по данным этого же автора, после выполнения того же виса больше, чем во время его выполнения (поглощение кислорода во время работы – 542 см3, а после работы – 707 см3). Однако этого нельзя сказать о каждом гимнастическом упражнении. Так, у гимнаста, хорошо выполняющего стойку на руках, легочная вентиляция, поглощение кислорода и минутный объем после работы меньше, чем во время ее выполнения.
Гимнаст, хорошо владеющий упражнением, умело согласует фазы дыхания с фазами движения. В результате дыхание на снарядах задерживается редко, причем в течение короткого промежутка времени. Ритм дыхания фактически не нарушается, а кислородный долг (в тех случаях, когда он образуется) быстро восстанавливается. Занятия спортивной гимнастикой положительно влияют на воспитание способности сочетать фазы дыхания с фазами движения в различных ациклических действиях.
Под влиянием спортивно-гимнастических упражнений в известной мере совершенствуются функции сердца и сосудов. По данным Я.А.Эголинского [2], во время тренировки на снарядах изменяется уровень кровяного давления. При одном подтягивании на руках кровяное давление может увеличиться до 160-170 мм рт. ст. При выполнении движений, связанных с переворачиванием вниз головой, у нетренированного человека повышается давление в сосудах головы, наблюдается резкое покраснение лица. Под влиянием занятий эти явления исчезают.
У тренированного гимнаста при изменении положения тела изменяется тонус сосудов; во время переворачивания вниз головой просвет сосудов суживается и поэтому не бывает покраснения лица. В результате выполнения гимнастических упражнений совершенствуются функции сосудов и формируются условные рефлексы, обеспечивающие перераспределение крови при каждом изменении положения тела гимнаста. В некоторых случаях при выполнении подъемов махом вперёд или назад, больших оборотов и ряда других движений на снарядах, связанных с воздействием на человека центробежных сил, также наблюдаются изменения в кровообращении. При указанных движениях, особенно выполняемых с большой скоростью, центробежная сила вызывает перемещение крови к ногам, и если регуляция кровообращения несовершенна, то может уменьшиться снабжение кровью головного мозга. Тренированные гимнасты легко справляются с быстрыми перемещениями тела в пространстве, с различными ускорениями и с другими факторами, влияющими на кровообращение.
Нельзя не отметить также положительного влияния спортивно-гимнастических упражнений на вестибулярный аппарат занимающихся. Как пишет Я.А.Эголинский [2], они являются и раздражителем, и тренирующим фактором для вестибулярного аппарата. Вследствие их выполнения у гимнастов развивается высокая устойчивость к действиям ускорений, к изменениям положения тела. Вегетативные и соматические рефлексы, возникающие в результате раздражения вестибулярного аппарата, у гимнастов бывают гораздо реже и менее выражены, чем у лиц, не занимающихся спортом вообще, и даже меньше, чем у представителей других видов спорта.
У занимающихся спортивной гимнастикой развиваются способности быстро усваивать технику различных движений из других видов спорта, также, впрочем, как и технику многих бытовых и трудовых двигательных навыков. Это объясняется тем, что в процессе тренировки гимнаст осваивает огромное количество движений, приобретает большой двигательный опыт и поэтому быстро осваивает каждый новый двигательный навык.
Спортивная гимнастика помогает занимающимся проявлять такие качества, как смелость и решительность. Известно, что гимнастам часто приходится осваивать рискованные элементы, которые заставляют преодолевать чувство страха, тормозить отрицательный защитный рефлекс. Им приходится соскакивать с большой высоты, преодолевать различными способами довольно высокие препятствия, отпускать снаряд при вращении на большой скорости и снова захватывать его, сохранять равновесие на уменьшенной площади опоры и многое другое. Этот двигательный опыт нередко приносит гимнастам неоценимую услугу. Естественно, что при прочих равных условиях двигательную задачу, связанную с известным риском, успешнее решит тот, кто имеет опыт в выполнении аналогичных движений.
Чем выше тренированность занимающихся спортивной гимнастикой, чем больших успехов они добиваются, тем крепче их здоровье, тем выше физическое развитие. Без преувеличения можно сказать, что спортивные достижения молодёжи являются показателем её здоровья, её физического развития [6].
«Каждый кузнец своего здоровья».
Библиографический список
1. Воробьёв Д. В. ЗОЖ и ОБЖ в направлении «StreetWorkout»: рабочая программа / Д. В. Воробьёв. – МБОУ СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области. – 2013.
2. Голенко, А.С. Анализ современной практики применения физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников / А.С. Голенко, Д.Н. Пригодич // Теоретические и прикладные аспекты олимпийского образования, физической культуры и спорта школьников и учащейся молодежи: мат. II Междунар. науч.-метод. конф. (Брест, 22–23 ноября 2012 года) / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, кафедра легкой атлетики, плавания и лыжного спорта, кафедра теории и методики физического воспитания; под общ. ред.: А. С. Голенко – Брест: Альтернатива, 2012. – С. 114–117.
3. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК - М. 1980. - 41с.
4. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения // Теория и практика физ. культуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
5. Кавадло Э. Уличные тренировки. Городской воркаут: руководство по калистенике / Э. Кавадло, Д. Кавадло. - СПб.: Питер, 2017. — 368 с.
6. Каратаева, Г. Н. Характеристика спортивной гимнастики, её значение. Влияние занятий спортивной гимнастикой на организм / Г. Н. Каратаева. - 2011.
7. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. – Изд-во АмГПГУ: Комсомольск-на-Амуре, 2012. – 125 с.
8. Крючек Е. С., Терехина Р. Н. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / под ред. Е. С. Крючек, Р. Н. Терехиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с. – (Сер. Бакалавриат).
9. Лалаева Е. Ю. Методика обучения базовым упражнениям на перекладине: методическая разработка. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2010. – 33 с.
10. Хазов, А.А. Обучение технике упражнений на гимнастических снарядах и акробатических прыжков: учебное пособие / А.А. Хазов; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2006. — 124 с.
Электронные ресурсы
11. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Д. Уэйлс, Л. Сэнгер, 2001. – Режим доступа: http://wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 02. 10 .2017).
12. WorkOut: фитнес городских улиц [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – А. Кучумов, 2011. – Режим доступа: https://workout.su/articles/343, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04. 10. 2017).