ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ОТ ЛАДУШЕК К ГРОБУ НА КОЛЕСИКАХ
Когда именно возник детский фольклор сказать невозможно, потому что он бытовал исключительно в устной форме и передавался от родителей к детям, от старших к младшим. Однако у него есть своя история развития и собирания. Собирать детский фольклор начали в первой половине XIX века И.П. Сахаров, А.В. Терещенко, Е.А. Авдеева. Продолжил собирание произведений детского фольклора В.И. Даль, у которого было богатое собрание: сказки, описания игр, детские песни, скороговорки, небылички, а также пословицы и поговорки, загадки, игровые приговоры, сечки и считалки. Начиная со второй половины XIX века, детские фольклорные произведения включают в книги для чтения, в это время появляются детские журналы «Подснежник», «Маяк», «Звездочка» и «Лучи», в которых публикуются небольшие сказки, былины, песни, пословицы и загадки. Важную роль в собирании детского фольклора сыграли Г.С. Виноградов и О.И. Капица.
У каждого жанра детского фольклора есть свое назначение и своя история.
Колыбельная – один из древнейших фольклорных жанров, предназначенных для детей. Это песня для успокоения и засыпания, которую, как правило, мать исполняет своему ребенку. Мотив этих песен однообразен и утомителен. Тексты колыбельных песен похожи у разных народов. С их помощью детям передавались представления об устройстве мира. Современному человеку смысл этих песен бывает непонятен.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок…
Страшновато-то как-то. Вам не кажется? Почему нельзя ложиться на краю? Зачем придет серенький волчок? Дело в том, что в произведениях фольклора мир всегда делится на две части: свой, человеческий мир и чужой, загробный. Край из колыбельной – граница миров. Для древнего человека сон - состояние, подобное смерти. Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь», сон – посещение «того» света, сон – это открытие границы между тем и этим светом. Отсюда мотив пожелания смерти ребенку во многих старинных колыбельных песнях:
Бай, бай да люли,
Хоть сегодня умри.
Склочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.
Большинство подобных песен ушло из нашего быта. Сознание современного человека протестует против подобных сюжетов. Колыбельная как фольклорный жанр прекращает существование.
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка маслена,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Кто из нас не играл в эту игру. А кто такие ладушки и почему в детской игре появляется бражка? По мнению фольклористов, это игра о единстве живых и мертвых: едят кашку и пьют бражку на тризне, ладонь в ладонь общаются с мертвыми. В древности люди прижимали ладонь к печи или стене, прося, чтобы ушедший предок дал силу и мудрость. Летают ладушки в этой игре тоже неспроста. Кормление птиц – часть кладбищенских обрядов. Птицы символизируют души предков, прилетающие к родственникам. Таким образом, игра в ладушки давала детям первое представление о том, как устроен мир.
У нас теперь другие представления о мире, поэтому большинство произведений старинного детского фольклора, и даже целые жанры, забыты или существуют лишь в книжной, письменной форме. А сохранившиеся жанры получают новое содержание, новые образы. Давайте посмотрим, что изменилось в детском фольклоре.
Загадки – это краткие замысловатые описания чего-либо, которые требуют отгадки. Они тренируют логику и развивают мышление, а также считаются лучшими развивающими играми наряду с пазлами, кубиками и головоломками. Детям очень нравится сочинять их самим:
Есть у нас машина классная,
Очень нужная и быстрая -
Без усилий вещи грязные
Превращает в вещи чистые (Стиральная машина).
Считалки – это веселые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит в игре. Современные считалки также отличаются от тех, что бытовали раньше:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой? На золотом крыльце сидели:
Мишки Гамми, Том и Джерри,
СкруджМакдак и три утенка.
Выходи, ты будешь Понка!
Дразнилки – стишки, в которых высмеиваются плохие привычки и черты характера, такие как лень, трусость, жадность и другие. В современном мире их больше называют издевками, с их помощью дети могут выразить свое отношение к чему-кому-либо:
Раньше были бантики,
А сейчас косички.
Раньше были девочки,
А сейчас психички.
По-настоящему современным жанром детского фольклора стали страшилки, целью которых является напугать слушателя. Если испуг сильный, значит, страшилка хорошая. Это очень увлекает детей, многим помогает избавиться от своих реальных страхов, ведь все знают, что все рассказанное – вымысел. В основном их излагают в устной форме, поэтому у рассказчика должны быть определенные ораторские способности. Дети сочиняют страшилки о чем угодно – фантазия тут безгранична:
Одна девочка стала убираться в доме. Радио говорит:
- Девочка-девочка, гроб на колесиках ищет твой город.
Девочка не прячется. Радио опять:
- Девочка-девочка, гроб на колесиках ищет твой дом.
Девочка не прячется. Радио:
- Девочка-девочка, гроб на колесиках ищет твою квартиру.
Девочка не прячется. Радио снова:
- Девочка-девочка, гроб на колесиках уже у тебя за спиной.
Девочка не спряталась, и гроб ее прибил, подвесил к потолкуу и поставил под нее таз, чтобы кровь стекала.
Подводя итоги, можно сказать, что детский фольклор – это интересная и необычная по своему содержанию область устного художественного творчества, которая имеет свои содержание и форму, поэтику, носителей и создателей. Для родителей это способ хорошего времяпрепровождения и средства воспитания ребенка, а для самих детей это, конечно же, развлечение, которое приносит много положительных эмоций и остается в памяти как неотъемлемая часть детства.
Список использованной литературы:
1. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004
2. Основы теории народной художественной культуры: Учебник / Т. И. Бакланова,— М.: МГУКИ, 2002.
3. Русский детский фольклор: Учебное пособие / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – 2-еизд., Наука; Москва; 2011