А ВЫ СЛУШАЕТЕ МУЗЫКУ?
Шелюхова В.С.
Многие люди считают, что музыка приносит больше наслаждения, если её слушать в качестве фона к различным видам деятельности. Если вы одни из них – то прочитав эту статью, вы убедить в обратном.Проблема фонового прослушивания состоит в том, что оно входит в привычку. Вы привыкаете к нему до такой степени, что сама мысль о том, что вы насладитесь музыкой более полно, если отвлечётесь от каких-либо дел – вызывает недоумение.
Итак, если вы никогда по-настоящему не сосредотачивались на вашей любимой музыке, то проведите простой эксперимент. В тихой комнате, в течение десяти минут просто слушайте музыку с закрытыми глазами. Кто знает, возможно, чем больше внимания вы будете уделять прослушиванию музыки, тем больше вам захочется на ней концентрироваться. Не слушайте её только как единое целое, концентрируйтесь на мелочах. Начните с ударных, вы слышите их? А теперь попробуйте сконцентрироваться на тональных переливах и продолжайте. Разбирайте её на части. Вникайте в музыку. Прислушайтесь к своему организму, возможно, это сама музыка играет на вас, как на инструменте: на вступлении вы ощущаете мурашки, в секундное затишье перед припевом – вы замираете, а во время проигрыша вы окунаетесь в воспоминания и эмоции, которые вызвала эта мелодия. Можно поспорить, что сейчас, хоть у кого-то из вас заиграла «та самая» песня.
В этом и состоит разница между «слышать» и «слушать». И слушать музыку… По-настоящему слушать – не только большое искусство, но и большая работа.
Не стоит утверждать, что надо быть заворожённым музыкой постоянно, конечно нет. Музыка играет фоном на вечеринках, в машине, во время чтения или любых других занятий. Но в свободное время люди, которым действительно нравится музыка, слушают её по-настоящему [2].
Для того чтобы понять музыку, вам необходимо знать, как о сложности физического мира, так и о мельчайших деталях сферы биологии. И хотя в этом списке нет скучных объяснений сложных вопросов, здесь говорится о нескольких захватывающих вещах, связанных с музыкой, а также о её влиянии в нашем мире. Можно с уверенностью сказать, что на свете нет ни одного человека, которого бы ни разу в жизни не затронула музыка. Познакомьтесь с некоторыми удивительными фактами о музыке, которые вы могли не знать:
• Можно написать действительно стоящую музыку, не зная самых азов, таких, например, как нотная грамота. Это называется «эффект Битлз», так как ни один из участников этой легендарной группы не знал музыкальных нот. Что является достаточно распространённым явлением в наше время.
• Как бы фантастически это не звучало, но музыка действительно оказывает влияние на наш организм. Наше сердце подстраивается под ритм музыки, которую мы слушаем.
• Покорять сердца можно не только самой музыкой, но и качеством её подачи. Если, представляя людям своё произведение, от вас не будет исходить должного потока энергии – вас никто не будет слушать, людям даже не важен тот факт, что вы являетесь автором своего творчества. Элвис Пресли покорил всех обаянием и голосом, а не умением сочинять лирику. Король рок-н-ролла не написал самостоятельно ни одну из своих песен.
• Растения, реагируют на музыку намного лучше, чем мы и больше всего им нравится классика. Цветы растут быстрее, если они «прослушивают» ту музыку, которая им по «душе».
• Существует так называемый «эффект узнавания». Его суть состоит в том, что мы лучше относимся к уже знакомой нам музыке. Другими словами, вам нравится какой-то трек не потому, что он хорош, а потому что вы уже с ним откуда-то знакомы. Однако стоит «узнать» песню слишком хорошо — и вы уже близки к тому, чтобы начать её ненавидеть (как, например, песни, которые вы не снимали с повтора несколько дней).
И это лишь малая часть того, как музыка взаимодействует с нами, с окружающим нас миром и наоборот. Развитие через музыку собственного отношения к окружающему миру – функция мировоззренческая и воспитательная. Она – сердце, ядро всех других её функций.
Для слушания музыки как искусства недостаточно, чтобы играли музыканты и пели певцы. Нужны выбор музыки, подготовка и, что самое главное, как я говорила выше - концентрация внимания. Не важно, слушаете ли вы музыку на концерте или включили свой гаджет. И тогда 30 минут моцартовской симфонии способны духовно обогатить нас больше, чем 20 лет восприятия нейтрального музыкального шума.
Безусловно, имеется и такая музыка, которая рассчитана как раз на рассеянное восприятие, на восприятие «между прочим». Французский композитор Эрик Сати сатирически именовал творения такого уровня «меблировочной музыкой», что означает - произвольное повторение одной либо некоторых звуковых ячеек ничем не ограниченное количество раз. Потребность в такого рода музыке имеется и сейчас. Её зачастую включают на «препати» (время пред началом события) и в местах массового скопления людей, таких как, торговые центры, метро и др. [1].
Она не создаёт нам дискомфорта, но и не приносит особой радости, она просто есть. Но такой «чести» не должна быть достойна вся музыка. Это было бы неправильно и несправедливо.
Густаво Сантаолалья (Gustavo Santaolalla), композитор и двукратный лауреат премий «Оскар», согласен с тем, что каждый, кто слушает музыку, добавляет в нее что-то свое, поэтому этот процесс очень важен в ее создании. Но запись содержит в себе и эмоции исполнителя, инженера, продюсера. Все эти люди вкладывают в произведения свою душу.
Канадский композитор, специализирующийся на саундтреках, Майкл Данна (Mychael Danna) считает, что не так важно, записана музыка или исполняется вживую, так как в любом случае она раскрывается в тот самый момент, когда ее слышат. Именно так она становится живой.
Похожего мнения придерживается и исполнитель электронной музыки Кристофер Уиллитс (Christopher Willits), который рассуждает о том, что музыкант создает определенное пространство, но каждый, кто туда приходит, меняет его. Музыка превращается в сознании слушателя во что-то совершенно новое. Но на этом процесс не заканчивается: люди делятся своими ощущениями, и она продолжает жить [1] [3].
Диалог между слушателем и исполнителем происходит тогда, когда они испытывают одинаковые эмоции от одной композиции, однако учеными было доказано, что на восприятие влияет также культурная принадлежность и настроение слушающего. И хотя музыка передает эмоции, вызывает их и рассказывает свою историю.
Густаво Сантаолалья (Gustavo Santaolalla), композитор и двукратный лауреат премий «Оскар», согласен с тем, что каждый, кто слушает музыку, добавляет в нее что-то свое, поэтому этот процесс очень важен в ее создании. Но запись содержит в себе и эмоции исполнителя, инженера, продюсера. Все эти люди вкладывают в произведения свою душу.
Портативность музыки — это в то же время и её основное преимущество, и главный недостаток. На сегодняшний день люди включают композиции, если занимаются спортом либо готовят, играют в видеоигры, либо активно ведут беседу. Музыка стала фоном для всего остального и общество разучилось именно слушать. Ранее слушание любимых произведений превращалось в целый ритуал.
Сегодня же включить любую песню, либо мелодию возможно в один клик. Как правильно обозначил звукорежиссер сведения Эндрю Шепс (Andrew Scheps) то, как общество прослушивают и принимают музыку, изменяется с каждым поколением. Это никак не означает, что винил был лучше. Знаменитый североамериканский музыкант Филип Гласс (Philip Glass) заявил, что главная проблема того, как общество прослушивают музыку, состоит в том, что они её никак не слышат.
На самом деле этот процесс требует от слушателя больших усилий и активного участия. Тогда можно почувствовать, что 12-струнная акустическая гитара звучит не так, как семиструнная, в синтезаторах появляются новые звуки, а у барабанов есть тон. Исследователи также отмечают, что более вдумчивое погружение способствует также более частому возникновению фриссона, или мурашек от музыки.
Мастеринг-инженер Алекс Детерк (Alex DeTurk) также верит в то, что слушатели должны «работать». На разных этапах создания качественной музыки, большое количество людей вкладывают частичку себя, а многие из них тратят всю свою жизнь на это. И получить весь спектр ощущений от прослушивания произведений искусства в наушниках где-нибудь в метро из сжатого файла вряд ли возможно.Джон Сторик (John Storyk), инженер-акустик и сооснователь Walters-Storyk Design Group вообще считает, что музыкантам бывает обидно, когда они тратят время и деньги на продакшн, а потом их композиции проигрываются в неподходящих для этого условиях. По утверждению инженера Sony Шунсуке Шиоми, наушники высокого класса и аудиофайлы в высоком разрешении позволяют услышать даже микроскопические звуки, определяющие место, где была записана музыка.
В конечном счете речь идет не о том, что все должны покупать дорогие аудиосистемы. Как сказал Дэвид Чески (David Chesky), композитор и сооснователь сайта для скачивания музыки в высоком разрешении HDTracks, слушатель должен просто посвятить время тому, чтобы понять, что именно вложил в композицию музыкант. Тогда работа всей огромной индустрии будет не напрасна, а люди смогут получать гораздо большее удовольствие от прослушивания любимой музыки [4].
Чтобы вы лучше понимали, о чём конкретно идёт речь, стоит рассказать вам одну историю, которая произошла со всем нам известным дуэтом.
Группа Daft Punk в 2011 году выпустили свой четвёртый студийный альбом - Random Access Memories. Работа над ним велась довольно долго и достаточно интересно.
Тома Бангальте и де Омем-Кристо (Daft Punk) для одного из треков, входящего в новый альбом, нуждались в записи монолога Джорджо Мородера (итальянский композитор, продюсер, Пионер электронной музыки, один из первооткрывателей диско-музыки).
Когда Мородер прибыл в студию для записи своего монолога, он был удивлён, обнаружив три микрофона для записи голоса вместо одного. Сначала он решил, что это перестраховка на случай, если один из микрофонов выйдет из строя. Однако инженер звукозаписи объяснил, что первый микрофон из 1960-х, второй из 1970-х, а третий современный, все они будут использоваться для записи, чтобы воспроизводить разные периоды из жизни Мородера. На вопрос Джорджо, кто же сможет заметить различия в звуке, тот ответил «никто, кроме Тома» [5].
Не правда ли, это удивительно? Кажется, это один из самых ярких примеров того насколько тонко и профессионально можно слушать не только музыку, но и сами звуки, улавливать и понимать их характер.
Для сравнения, чтобы вы вдруг не подумали, что это легко и не составляет какого-то сверхъестественного труда и вам достаточно лишь опыта в этой сфере, чтобы уметь слушать точно так же, вам стоит уделить внимание ещё одному, не менее интересному факту.
Российский музыкант-мультиинструменталист, певец и телеведущий – Александр Пушной, человек с большим опытом и профессионализмом в 2014 году на своём You Tube канале выпустил интересное видео. Суть его заключалась в следующем: Александр со своими коллегами решили проверить, можно ли не видя инструмента, только по звучанию, сказать – дешёвой он марки или дорогой и зависит ли от этого факта звучание инструмента. Они взяли несколько разных гитар (по стоимости и производителям), посадили Александра спиной к играющему и начали свой эксперимент. Мелодия, которую проигрывали на гитарах – была одна и та же, менялся только сам инструмент. Что интересно, эксперимент Александр с блеском не прошёл, из семи попыток, удачными оказались только три, чем сам был искренне удивлён.
И так, здесь всё предельно ясно и объяснения не требует. Роль играет множество факторов, начиная от физиологии нашего уха и заканчивая талантом, способностью или умением, называйте, как хотите.
Кстати, немного о физиологии.
Дело в том, что орган слуха устроен очень сложно. Состоит он из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Ушные раковины многих животных могут двигаться. Это помогает животному улавливать, откуда раздается даже самый тихий звук. Ушные раковины человека также служат для определения направления звука, хотя они и лишены подвижности. Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом - средним ухом.
Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная слышимость натренированного уха находится почти на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо - уникальный по чувствительности слуховой прибор.
Это лишь краткое описание строения нашего с вами уха. На самом деле, если копать глубже, то, не сомневайтесь, материала выйдет на целую главу; но, поверьте, это достаточно интересно.
Наибольшее внимание хочется уделить самому восприятию нашим органом слуха звуков. Восприятие звуков людьми весьма индивидуально. Любой слышит, так сказать, по-своему. Дети, к примеру, слышат звуки наиболее высоких частот, нежели пожилые люди. Комплекс испытываемых и неслышимых звучаний напоминает в принципе спектр солнечных лучей, в котором есть заметная область - с красного до фиолетового цвета и две невидимые - инфракрасная и ультрафиолетовая. Непосредственно по аналогии с солнечным спектром приобрели наименование звучания, не воспринимаемые человеческим ухом: инфразвук, ультразвук и гиперзвук.
Нам, людям, доступны звуки, ограниченные следующими частотными пределами: не ниже 15-20 герц и не выше 16-20 тысяч герц. Ниже этого предела находится инфразвук (меньше 15 герц), а выше - ультразвук и гиперзвук, то есть 1,5-10 4 - 10 9 герц и 10 9 -10 13 герц соответственно.
Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой от 2000 до 5000 герц. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет. Затем слух ухудшается. У человека до 40 лет наибольшая чувствительность находится в области 3000 герц, от 40 до 60 лет - 2000 герц, а старше 60 лет- 1000 герц. В пределах до 500 герц человек различает повышение или понижение частоты всего лишь на один герц. На более высоких частотах люди менее восприимчивы к такому незначительному изменению частоты. Так, например, при частоте более 2000 герц человеческое ухо способно отличить один звук от другого только тогда, когда разница в частоте будет не меньше 5 герц. При меньшей разнице звуки будут восприниматься как одинаковые. Однако правил без исключений не бывает. Есть люди, обладающие необычайно тонким слухом. Например, одаренный музыкант может отреагировать на изменение даже на какую-то долю одного колебания, о чём я уже попыталась вам рассказать [6].
Звуки отличаются не только по частоте звучания, но и по тембру, и по длине волны. Но мне бы не хотелось вдаваться в такие подробности, так как, моя задача заключается в том, чтобы показать вам какого это на самом деле «слушать» музыку.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для людей видов музыкальной деятельности. В нём вы приобретаете самый большой, по сравнению с другими её видами, объем музыкальных впечатлений, учитесь слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её.
Основываясь на анализе представленной литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению людьми опыта восприятия музыки, формировании своеобразных эталонов восприятия.
Фоновая музыка — это неплохо, и практически любой её так включает. К тому ведь подобное прослушивание не требует с человека практически никаких усилий. Звук предстаёт в роли некоего фильтра и способен быть вполне полезным в определенных условиях. Нельзя себе представить хороший ресторан в отсутствии негромкой музыки на фоне, легкий джаз способен сформировать весьма приятную атмосферу. Важно осознать только одно — фоновая музыка способна решать конкретные проблемы в определенных ситуациях, но не более того.
Конечно, начав слушать музыку, люди задумываются и о качестве этого опыта, некоторые покупают более качественное оборудование. В то же время, для фоновой музыки сгодятся сколь угодно плохие наушники. Если ваш «hi-fi» (аппаратура воспроизводящая звук очень близкий к оригиналу) — это Bluetooth-наушники, то сложно вас упрекнуть в том, что вы не можете по-настоящему слушать музыку. Никто не предлагает бежать в магазин и покупать аудиосистему за $5000, начать можно и с аппаратуры попроще. Даже не дорогая, но качественная акустика может поднять удовольствие от прослушивания музыки на уровень, который недостижим для самых дорогих наушников.
Список литературы
1) Formation of music [Электронный ресурс] // Stereo mood / сост.: Jeffrey Morrison. URL: http://www.stereomood.com (дата обращения: 11.06.2018 г.)
2) Capitol Music Group Graduates Inaugural [Электронный ресурс] // Billboard / сост.: Gail Mitchell. URL: https://www.billboard.com (дата обращения: 11.06.2018 г.)
3) Music is important [Электронный ресурс] // Rock’s backpage. URL: https://www.rocksbackpages.com (дата обращения: 11.06.2018 г.)
4) New music [Электронный ресурс] // The art’s desk. URL: https://theartsdesk.com/new-music (дата обращения: 11.06.2018 г.)
5) Opinion [Электронный ресурс] // The quietus. URL: http://thequietus.com/opinion/thinking (дата обращения: 11.06.2018 г.)
6) И.Г. Хорбченко. Звук, ультразвук, инфразвук [Электронный ресурс] // Uzo.matrixplus: Всё о звуке, 2013. URL: http://www.uzo.matrixplus.ru/booksound03.htm (дата обращения: 11.06.2018 г.)