СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Филимоненко А.Г.
Филимоненко А.Г.ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, fransalinka@gmail.com
Модернизация образования в Российской Федерации определило начало нового этапа в формировании отечественной школы, а, следовательно, и необходимость в совершенствовании предметных основ образовательных дисциплин. Сейчас проблема сохранения здоровья школьников становится всё более актуальной, по данным медицинских осмотров здоровье детей ухудшается в несколько раз за период обучения в школе. Именно поэтому сохранение и укрепление здоровья школьников – главная задача учителя физической культуры.
Очевидно, что старая форма физической культуры сильно устарела, необходимо внедрение инноваций. Для начала необходимо определиться с понятиями «новшества», «новация», «инновация». Новшество – это новое в практике любой деятельности, а конкретно, в образовании. Новация – это первая реализация новшества, которое опробуется в виде экспериментальной работы. Инновация – это внедренное, и постепенно распространяемое в практике образования новшество. Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий.
Автор Тагариев Р.З. говорит что: «Организация процесса физического саморазвития учащихся будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: изучение физического потенциала и нравственного уровня учащегося на всех этапах педагогического процесса; взаимосвязь физического и нравственного воспитания; использование спортивно-видовой, общеразвивающей и оздоровительной направленности физического воспитания с учётом уровня физической подготовленности, мотивов физкультурно-спортивной деятельности, спортивных интересов, психофизиологических особенностей; направленность педагогического процесса на преобразование потребностно-мотивационной среды, стимуляцию саморазвивающей деятельности; личностно-деятельностный подход; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; применение уровневой дифференциации; гуманизация межличностных отношений; готовность преподавателей физической культуры и спорта к реализации модели физического саморазвития учащихся» [1].
Преподаватель должен акцентировать внимание на индивидуальных особенностях и возможностях учеников, помогая проявлению их способностей, убеждая в ценности использования полученных знаний. Таким образом активизируются про¬цессы самопознания и управления деятельностью. На занятиях будет полезно использовать музыку. Для разминки, перемещений можно использовать фоновую или ритмичную музыку, которая не будет привлекать внимания или активизировать деятельность, учитывая ее влияние на психоэмоциональную сферу. На занятиях так же можно использовать антистрессовую пластическую гимнастику, пилатес.
С появлением новых информационных технологий значительно повысилось качество усвоения информации, использование компьютера в обучении позволяет сделать урок более интересным. Компьютерные презентации как средство наглядности в значительной мере повышает интерес школьников к занятиям. Так же компьютер удобен для определения уровня знаний и их контроля на теоретических уроках по физической культуре.
Применение компьютера позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, развивает любознательность, сообразительность, мышление. Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры создают благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, способствует формированию личной физической культуры школьников.
Преподаватель физической культуры должен формировать теоретические сведения об олимпийских и паралимпийских видах спорта. С 2008 года в школах успешно реализуется программа «Здоровьесберегающее обучение», основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессах обучения и воспитания [2]. Принципы здоровьесбережения:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Оценка всего, что используется с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников.
3. Акцент делается только на хорошее, в любом поступке. Сначала отмечают положительное, а затем только обсуждают отрицательное.
4. Формирование у ребёнка ответственности за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания. Самая главная задача – привлечь каждого ученика к познанию и изучению своего организма, к пониманию его потенциала. Преподаватель физической культуры должен помогать ученикам раскрывать свои возможности.
Помогают улучшить процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Что должно создавать комфортные условия в общении для всех учащихся и обеспечивать взаимопонимание и хорошие взаимоотношения между всеми членами группы.
Специалисты отмечают слабую эффективность существующей школьной системы физического воспитания при реализации ФГОС в следующих результатах:
1. Динамика увеличения заболевания учащихся от класса к классу.
2. Низкая мотивация к самостоятельному использованию знаний физической культуры (всего лишь около 8 – 15 % учащихся самостоятельно систематически занимаются физической культурой).
3. Отсутствие интереса школьников к занятиям физической культуры.
4. Теоретические сведения на занятиях чаще всего сводятся к механической передаче информации.
5. Недостаточный уровень физической подготовки учащихся.
6. Слабая материально-техническая база образовательного учреждения.
Из-за преобладания экстенсивного подхода при проведении занятий физической культуры пропадает возможность формирования у учащихся потребности в самостоятельном использовании знаний физической культуры и здорового образа жизни [3]. При таком подходе воспитание происходит без учёта индивидуальных способностей учащихся.
Таким образом, можно понять, что содержание урока физической культуры должно быть шире, ограничиваться не только решением задач. Только при переходе на гуманистический и демократический стиль взаимоотношений с учащимися, детальное построение и планирование учебного материала, системной организации уроков физической культуры позволит достичь воспитания гармонично всесторонне развитой личности с крепким психофизическим здоровьем.
Список литературы
1. Шеенко Е.И. Анализ проблем качества современного урока физической культуры / Е.И. Шеенко, С.В. Полынцев, А.В. Сундин // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005.
3. Тагариев Р.З. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры / Р.З. Тагариев, С.Е. Шихов // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6 – С. 92-93