МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ ДЕТЕЙ
Костромина Н.Е.
Каждый человек работающий в сфере образования будто учитель, вожатый или же воспитатель, наверное не раз задумывался, чем можно поощрить ребёнка. Родители тоже не остаются в стороне и всячески поощряют детей за их достижения и не только. Поощрение – это метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития.[1]По мнению большинства психологов можно выделить следующие методы поощрения:
1. Похвала - словесное влияние на ребенка путем одобрения его действий, поведения.
2. Ласка – это поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине, голове. Зачастую такая форма поощрения является наиболее эффективной, нежели слова.
3. Проведение совместного досуга с ребенком.
4. Снятие запретов и расширение меры дозволенного.
Выше перечисленные формы поощрения являются самыми «безвредными» для детей, они не позволяют ребенку стать эгоистичным и избалованными.
5. Поощрение материальными ценностями (игрушками, подарками, вещами и т.д.) Этот способ можно применять, но в разумных пределах. Если родитель переборщит с поощрением, то ребенок стает требовать стимул за каждый проделанный поступок.
6. Поощрение едой. Этот метод относится к поощрению материальными ценностями, но я решила выделить его в отдельную группу т.к. считаю, что этот метод наиболее опасен для здоровья ребенка. Родители, покупая очередной тортик или же другую весьма не полезную для ребенка еду в качестве мотивации к дальнейшей деятельности даже не задумываются о здоровье чада. Ведь чрезмерное поощрение едой приводит к полноте, и разного рода заболеваниям.
Проходя летнюю педагогическую практику, я заметила интересный факт, что при работе с детьми из маргинальных, неблагополучных семей эффективным способом поощрения детей чаше всего является проявление похвалы и ласки со стороны вожатого. Хотя в некоторых случаях при работе с детьми из благополучных семей можно применить этот метод.
Метод поощрения путем снятия запретов является наиболее эффективных в семьях, где ребенок придерживается постоянного режима. Послабление его для ребенка является способом вознаграждения.
Стимулирование детей материальными ценностями приводит к зависимости от поощрений.
Награда едой не является полезной для ребенка и его здоровья. У него вырабатывается условный рефлекс на сладкое, как поощрение. А это приводит к проблемам с избыточным весом в будущем.[3]
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрения в зависимости от возраста малыша и его психологических особенностей. Не обдуманное использование вознаграждения способно навредить ребенку и взаимоотношениям в семье. Чтобы стимулы были искренними, и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться. [1]
Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Не нужно задаривать ребенка за обычные достижения, стоит поощрять ребенка, за важные достижения и значимы поступки.
Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его положительный поступок.
Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получать удовольствие от процесса нового достижения.
В каждой семье существуют свои способы поощрения, но самое важное, чтобы эти способы помогали установить благоприятные взаимоотношения домочадцев
При выборе метода поощрения следует учитывать личностные качества ребенка. И даже выбрав самый оптимальный способ, используйте его очень осторожно, так как постоянное применение наград и похвалы может превратиться в постоянную родительскую обязанность.
Библиографические источники
1. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000 г. 937 стр.
2. «Как и чем поощрять ребенка. Советы психолога» http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-pravilno-pooshhryat-detej (интернет источник 29.10.18)
3. «Можно ли поощрять детей» http://www.bolshoyvopros.ru/questions/385393-mozhno-li-pooschrjat-detej-sladkim.html (интернет источник 29.10.18)