ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Бурмистров Д.А.

Народная медицина является частью традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории юга Дальнего Востока. Она существует как область знаний, связанных с их представлениями о мире, в основе которых лежит одна из ранних форм религии  анимизм  одухотворение живой и неживой природы.
«Лесные люди»  такое название дал удэгейцам известный путешественник В.К. Арсеньев. И это неслучайно. Удэгейцы, нанайцы, орочи, уйльта, негидальцы, ульчи, нивхи, эвенки жили в теснейшей связи с окружающим миром. Жизнь среди первозданной природы, наблюдения за лечебными свойствами растений и поведением диких животных вели к накоплению опыта, навыков и приемов лечения природными средствами.
Коренные народы кормились, лечились, одевались, строили свои жилища только из природных материалов. Особые отношения с Природой были у всех аборигенов, проживающих на территории юга Дальнего Востока. Так, нанайцы, орочи и удэгейцы знали, что больные животные поедают определенные виды трав, листья и ветви кустарников и деревьев, что раненый дикий кабан трется о ель и смазывает ее смолой раны, а раненый изюбр поедает листья осины. Эти и другие растения включались в арсенал народной медицины.
Разные растения широко использовались в традиционной медицинской практике. Исследователи-этнографы отмечали, что у нанайцев из 32 лекарственных видов 5 были известны в научной медицине, 15 использовались в русской и тибетской медицине, 12 – в нанайской народной медицине. Из 29 видов лекарственных растений удэгейцев 4 известны научной медицине, 3  русской и тибетской, остальные виды использовались только удэгейцами. Из 18 видов растений, специфичных для ульчской народной медицины, только 4 нашли применение в научной медицине, 6 – в русской и тибетской. 25 видов лекарственных растений применяются совместно нанайцами, удэгейцами и ульчами. Значительная общность в использовании местных растений в лечебных целях отмечена у орочей и удэгейцев. Медицинские связи удэгейцев с ульчами, вероятно, могли осуществляться также через орочскую народную медицину. Общие черты в использовании лекарственных растений обнаружены у нивхов и ульчей. Низшие растения, такие как хвощи и папоротники, а также женьшень, лимонник китайский, в отличие от удэгейцев, орочей и нанайцев ульчи и нивхи в медицинских целях использовали редко.
Коренные народы Севера используют в растении абсолютно все: плоды, цветы, кору, корень. Широко используется труха, остающаяся после сена, собранного из высушенной травы в полноцветье. Делаются из растений  трав, кустарников, деревьев, которыми так богата дальневосточная тайга  настои, отвары, настойки, мази, порошки. Для настоев и растворов широко используются соки трав и деревьев, а также жир медведя, нутряной жир изюбра, кабана, крыс, птиц, рыб, желчь, рыбьи мозги, молока, икра. Но на первом месте стоит, конечно, кровь  и как самостоятельное сырье для лекарства, и как растворитель. Дикорастущие растения в виде отваров, настоек и порошков используют не только для приема внутрь, но и для наружного применения  растираний, примочек, полосканий, ванн, присыпок. Из распаренных в кипятке растений делают компрессы. Смешивая растительное сырье с животным жиром, получают мази.
Издавна известны целебные свойства березового сока и настоя почек, которые пьют в качестве общеукрепляющего средства при простудных заболеваниях. В лечении многих заболеваний коренные народы используют чагу  гриб из семейства трутовиковых, образующийся в виде нароста на стволе берез. Так, в прежние времена, когда не было привозного чая, нанайцы делали из нее отвар, обладающий, по их мнению, многими целебными свойствами. Чага считалась и прекрасным средством от зубной боли. Ее высушивали на огне, смешивали с табаком и водой, а затем клали за губу и держали во рту до тех пор, пока боль не утихала. Так же ее употребляли для подавления чувства голода при длительной перекочевке.
Многими лечебными свойствами обладает и лиственница. Так, нанайцы из ее хвои готовили противоцинготный настой, при воспалении легких  настой из шишек, а для лечения гнойных ран и абсцессов  настои хвои и коры. Для лечения ран использовали и лиственничную смолу, для чего ее сначала разогревали над огнем, а затем, теплую и мягкую, прикладывали к ране и не убирали до тех пор, пока она сама не отпадала от затянувшейся поверхности. Иногда к лиственничной смоле добавляли медвежий жир. Гнойные раны лечились также мазью со смолой ели, для чего последнюю смешивали в равных пропорциях с жиром окуня или щуки и варили.
При ранениях для обезболивания и остановки кровотечения аборигены юга Дальнего Востока пользовались и другим средством. В ступке толкли табак, смешивали его с равным количеством пепла, полученного при сжигании табака, а затем добавляли воду в таком количестве, чтобы порошок оставался рассыпчатым. Получившуюся смесь накладывали на раны и прижимали березовой стружкой.
Популярным народным лекарственным средством при многих заболеваниях служит багульник  вечнозеленый кустарник с сильным дурманящим запахом. В прошлом при эпидемиях нанайцы окуривали стойбища и жилища дымом этого растения. Свежие или сухие ветки и сейчас используют, чтобы отпугивать мошек, комаров и других насекомых. В отваре купают новорожденных.
Не менее популярное лекарственное сырье  чемерица, очень ядовитое растение. Из небольшого количества корня нанайцы делают отвар, очищающий кишечник от глистов, листья прикладывают к ранам в качестве антисептического и кровоостанавливающего средства. При чесотке применяется смесь из листьев багульника, корней чемерицы и оленьего жира.
Чтобы избежать цинги, нанайцы в качестве свежей зелени ели ложечную траву, несмотря на ее горький вкус. В народной медицине сок из этого растения до сих пор считается хорошим средством для «очищения крови». После появления русских поселенцев коренные народы юга Дальнего Востока переняли у них некоторые способы траволечения, в том числе ягодными дикоросами. Ягоды черники и черемухи стали использовать при расстройствах желудка, отвар листьев голубики, как отхаркивающее, а отвар листьев брусники и морошки, как мочегонное средства.
Обычно настои из трав готовят только летом. Сбор и высушивание лекарственных растений впрок не практикуется. Исключением является лишь заготовка кедровых орехов  ценного пищевого продукта, обладающего большим количеством полезных веществ. Технология приготовления лекарственных средств несложна: точная дозировка сырья обычно отсутствует, не используются сложные сочетания трав, специальная посуда для приготовления и хранения лекарств также не требуется.
Начало использования средств животного происхождения в качестве лекарственного сырья у коренных народов юга Дальнего Востока практиковалось издревле. Например, свежее мясо или кровь только что убитых животных, которые аборигены употребляли без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.
Гусиный, медвежий и рыбий жир применяется при обморожениях и ожогах. Жир растапливают и хранят в прохладном месте. Ценится жир диких гусей, черной утки, которым залечивают раны, различные кожные заболевания (чесотку и лишаи), внутренний жир щуки. Рыбий жир применяют с профилактической целью: им мажут открытые участки лица, чтобы избежать обморожения. Для лечения обморожений и ожогов используют мази: жиры смешивают со смолой хвойных деревьев. В качестве перевязочного материала ранее применялись тонкие волокна, нащипанные из березовой коры.
Медвежий жир считается лучшим средством от простудных заболеваний, а медвежья желчь  универсальным средством от многих других заболеваний. Порошок, соскобленный с вареных медвежьих костей или приготовленный из высушенных щучьих челюстей, признается целительным для кровоточащих и гноящихся ран. При ушной болезни закладывают в ухо тампоны, скрученные из ниток фабричного производства, пропитанные медвежьим жиром.
Настойки из свежей медвежьей или оленьей желчи применяют в качестве растираний при ломоте в суставах и мышечных болях, пьют их небольшими дозами при кашле, одышке, болях в желудке, коликах, сердечных приступах, желтухе. Для профилактики различных заболеваний рекомендуют употреблять щучью желчь по одной капле в день. При длительном воспалении век их края смазывают желчью медведя или птиц, используя в качестве кисточки утиное перо.
Кроме растительных и животных использовались и другие лекарственные средства. Так, коренные народы юга Дальнего Востока знали, что лось, изюбр, коза весной во время смены кормового рациона, линьки, роста молодых рогов активно посещают солонцы тала, где поедают горные породы, охотно пьют минеральные воды, поэтому с древних времен в медицинских целях использовали глинистый слой зверовых солонцов. Орочи и удэгейцы в лечебной практике широко применяли цеолит.
Таким образом, народная медицина коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории юга Дальнего Востока, разнообразна по средствам и методам лечения и позволяет вести сегодня обмен мнениями по поводу сохранения и укрепления здоровья. Это относится ко всем слагающим традиционную медицину компонентам  профилактике, диагностике, выбору способов и средств лечения, сведения о которых достигнуты благодаря постоянным поискам, собиранию и сохранению накопленных знаний.

Возврат к списку