ПРОЩАЙ ШКОЛА! ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Гревцова А.Ю., Шмакова П.А.
УДК 159.922Гревцова А.Ю.1, Шмакова П.А.2
ПРОЩАЙ ШКОЛА! ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
1ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, keda34@bk.ru
2ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, Polina.Shmakova.99@mail.ru
Представим, что вы ученик из страны Восходящего Солнца, Японии. Вы находитесь в младших классах средней школы, т.е. вам 12-13 лет. Что вас волнует в этом возрасте? Абсолютно всё. Каждая неудача сопровождается чувством трагизма, появляются новые интересы, а порой, вам не нравится ваша внешность, фигура, голос или даже палец на ноге. И именно в этом возрасте Японцы считают необходимым настроить вас на поиск профессии, так сказать, не только по душе, но и выгодную вашему будущему кошельку, путём вооружения знаниями о профессиях, полезных обществу, о потребностях страны в тех или иных кадрах, а также путем приобщения к общественно-полезному труду... Как вы уже догадываетесь, речь пойдет о выборе будущей профессии, но уже в нашей реалии.
Думаю, вам приходилось встречаться с творчество Юрия Дудя. Но знаете ли вы, что у этого «персонажа» не всё было так замечательно, как сейчас. С 4 ноября 2015 по 27 февраля 2017 года Юрий был автором и ведущим программы «КультТура» на «МАТЧ ТВ», где брал интервью у футболистов и тренеров страны, но передача закрылась из-за низкого рейтинга и уходом одного из главных спонсоров. И уже 7 февраля 2017 года Юрий запустил в YouTube шоу «вДудь», которое приносит ему успех (Занял 50-е место среди российских знаменитостей в рейтинге журнала Forbes, опубликованном в конце июля 2018 года). Юрий является примером уверенности в своем профессиональном выборе. И доказывает это, выпуская новые выпуски с интервью.
Часто ли вы задумываетесь о выборе будущей профессии? Или же плывёте по течению: к какому берегу вас прибьёт, тем специалистом вы и будете? Необходимость своевременного выбора профессии, безусловно, присутствует, но возникает вопросы, связанные с поиском предпочтений, склонностей к той или иной специальности и запросом современного рынка труда. Именно на эти вопросы мы попытаемся найти ответы с помощью нескольких методик.
Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Так, он определяет такие компоненты направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации – Дж.Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный – на умственный труд; социальный – на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный – на четко структурированную деятельность; предпринимательский – на руководство людьми и бизнес; художественный – на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из шести типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный.
Согласно теории Дж.Холланда успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.
Для установления типов личности Дж.Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы.
По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии, и, следовательно, составить альтернативные пути профессионального развития.
Подробнее с методикой можно познакомиться с помощью опросника Дж.Холланда .
А методика Замфира К., модификации Реана А. может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
И многие другие методики, которые помогут ответить на вопросы: в чём же я всё-таки хорош, в чём же я смогу найти отдушину? Но не стоит забывать, что в выборе вашей будущей профессии, вам может помочь классный руководитель или же школ ьный психолог.
«Смысл жизни состоит в том,
чтобы его не искать».
С. Шнуров
Список литературы
1. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - С. 84-86
2. Опросник Холладна [Электронный ресурс]. – URL: http://forpsy.ru/
methodology/proforientatsionnye_metodiki/oprosnik_khollanda/
3. Профориентация: зарубежный опыт [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18837/1/Профориентация%20зарубежный%20опыт.pdf (дата обращения: 11.12.2018 г.)
4. Особенности школы в Японии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.liveinternet.ru/users/4455035/post409976369 (дата обращения: 11.12.2018 г.)
5. Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дудь,_
Юрий_Александрович (дата обращения: 11.12.2018 г.)