Резолюция
Резолюция
Дальневосточного педагогического конгресса,
посвященного 300-летию Российской академии наук
26-27 октября 2023 года в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете во исполнение Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук, в рамках государственного задания Минпросвещения России, при организационной поддержке Правительства Хабаровского края и Дальневосточного отделения Российской академии наук прошел Дальневосточный педагогический конгресс, посвященный 300-летию Российской академии наук.
Основные цели конгресса:
- популяризация науки и научных достижений, в том числе результатов, полученных в рамках национальных проектов в сфере науки и образования, среди детей и молодежи;
- стимулирование исследовательской и инновационной деятельности в научных и образовательных учреждениях дальневосточного региона;
- укрепление сетевых связей между академическим и педагогическим сообществами на базе инновационной инфраструктуры высшего, общего и дополнительного образования Дальнего Востока России.
В конгрессе приняли участие руководители и представители федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, учреждений высшего образования, академических институтов и центров, организаций реального сектора экономики, педагогические работники и учащиеся учреждений общего, дополнительного, высшего образования. Всего - более 500 участников. Из них выступили с приветствиями и докладами - 33 человека.
На конгресс поступило более 40 материалов докладов, которые опубликованы в одноименном сборнике с индексацией в базе данных РИНЦ.
В ходе конгресса проведены проблемные секции «Ступени знания», «Учителями не рождаются», «Уроки истории», пленарное заседание «Развитие территории и повышение качества жизни населения Дальнего Востока через науку и образование», мастер-классы для школьников «Декоративно-прикладное искусство народов Приамурья», «Мехатроника и мобильная робототехника», «Разработка мобильных приложений и компьютерных игр», «Основы микроскопии», выставка научно-технических работ школьников, студенческий научно-популярный лекторий «НаучPROсвет», открытая научно-популярная лекция «Битва за Кавказ, 1942-1943 гг.», открытая научно-популярная площадка «Встреча с философом: разговор о жизненных смыслах и ценностях», состоялась торжественная церемония открытия педагогического технопарка «Кванториум» имени В.К. Арсеньева.
На конгрессе были рассмотрены вопросы о влиянии науки и образования на освоение территории и повышение качества жизни населения Дальнего Востока; восприимчивости общества к инновациям; институциональных и сетевых формах организации и актуальных направлениях научной, научно-технической, инновационной и образовательной деятельности, раскрывающих детские и молодые таланты; улучшении взаимодействия сектора исследования и разработок с реальным сектором экономики; рисках утраты и механизмах укрепления национальной и культурной идентичности.
Участники конгресса отмечают, что в современных условиях, когда усиливается значение единства развития образования, науки и общества, требуется слаженная работа всех ветвей и уровней власти, образовательных и научных учреждений, педагогического сообщества и широкой общественности. В укреплении этого единства несомненную приоритетную роль играет Российская академия наук, чьи фундаментальные исследования задают новые ориентиры научно-технического прогресса.
Руководствуясь высокими идеалами образования и науки, осознавая особую миссию педагогов и наставников в российском обществе, участники конгресса считают необходимым:
1. Университетам совместно с институтами Российской академии наук активнее включаться в популяризацию науки, используя успешный опыт образовательных и научных организаций и подтвердившие свою высокую эффективность современные формы работы.
2. Школам активнее использовать неформальные встречи учащихся с учеными с целью популяризации науки и формирования интереса к познанию.
3. В обучении и воспитании подрастающего поколения опираться на вневременные классические образцы науки и культуры, способствующие формированию общей культуры мышления и творчества, пробуждению интереса к самостоятельному познанию мира.
4. Ответственно использовать в образовательном процессе передовые информационные технологии, включая искусственный интеллект, с твердым пониманием их подчиненного, а не привилегированного статуса в системе отношений между учителем и учеником.
5. С целью формирования всесторонне и гармонично развитой личности проводить системную работу, направленную на проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов, сохранение и развитие языков и обычаев многонационального народа Российской Федерации.
6. Последовательно повышать роль университетов и школ в укреплении гражданской и культурной идентичности молодежи.
7. Признать, что искажение исторической памяти ведет к тяжелым, порой непоправимым трагическим последствиям. Поэтому воспитание подрастающего поколения должно быть неразрывно связано с историческим просвещением при широком и активном участии в этом процессе ученых и популяризаторов науки, педагогов и родителей, органов исполнительной власти и средств массовой информации, религиозных и общественных организаций.
8. Осуществлять меры координации деятельности научных и образовательных учреждений в целях дальнейшего опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и повышения качества жизни его жителей.
Участники конгресса отмечают высокий уровень организации и проведения данного мероприятия и благодарят Минпросвещения России за финансовую поддержку.