Наверх

Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность является ведущим направлением работы кафедры психологии образования. Основными задачами кафедры являются:

1. Использование научного потенциала кафедры для решения актуальных проблем региона и города;

2. Привлечение студентов к решению научно-исследовательских задач кафедры;

3. Создание кадрового потенциала АмГПГУ в области психологии.

В 2017 кафедра начала работать в рамках нового направления научно-исследовательской деятельности: «Ценностно-смысловые установки молодежи Дальнего Востока» (научный руководитель Бакина А.В., к.пс.н, доцент кафедры психологии образования).

В рамках заявленной темы подана заявка на участие конкурсе грантов в форме субсидий из краевого бюджета на реализацию проектов в области фундаментальных и технических (или гуманитарных и общественных) наук на тему «Социальные и психологические факторы миграции молодежи города Комсомольска-на-Амуре» (Научный руководитель: Бакина А.В., к.пс.н, доцент, исполнители - Опевалова Е.В., Шмакова В.А., Яремчук С.В., Бакина А.В., Каткова Е.Н., Амбросова В.И., Селезнева О.В., Демичева С.А.)

Зарегистрирован отчет о выполнении темы НИР, финансируемой в рамках базовой части государственного заказа Минобрнауки России: «Субъективные и объективные предикторы экстремистских установок молодежи» (Научный руководитель: С.М. Ситяева, к.биол.н, доцент).

Наименование мероприятий

Сроки проведения

1

Обсуждение результатов исследований НИР кафедры

Сентябрь

2

Внедрение результатов НИР 1 этапа через участие в научно-практических конференциях разного уровня

В течение года

3

Обсуждение направления исследования и темы НИР

Декабрь

4

Методологические семинары по проблемам научного исследования с участием аспирантов кафедры

Ежеквартально

Кафедральные темы исследования 2016-2017 год:

«Психологические условия формирования УУД в контексте реализации компетентностного подхода в образовании» (научный руководитель Махова И.Ю., к.пс.н, доцент). «Ценностно-смысловые установки молодежи Дальнего Востока» (научный руководитель Бакина А.В., к.пс.н, доцент).

С 2013 года кафедра выполняет фундаментальное научное исследование по гранту: «Феномен "антикриминальное мировоззрение" и его динамика в процессе профессионального становления». Руководитель проекта – Махова И.Ю., исполнители - Опевалова Е.В., Шмакова В.А., Яремчук С.В., Бакина А.В., Каткова Е.Н., Амбросова В.И., Селезнева О.В., Демичева С.А.

Проект ориентирован на определение границ и структуры, условий и факторов проявления феномена "антикриминальное мировоззрение" субъекта в процессе профессионального становления; обоснование критериев оценки правового сознания, криминального сознания, антикриминального мировоззрения; разработка модели эмпирического исследования антикриминального мировоззрения.

С 2014 года на кафедре осуществляется фундаментальное научное исследование на тему «Субъективное благополучие и саморазвитие личности» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности, проект № 2028. Руководитель проекта Яремчук С.В. Проект ориентирован на изучение системы саморазвития личности, и ее взаимосвязи с субъективным благополучием. Теоретическая часть исследования предполагает обобщение и систематизацию подходов к пониманию субъективного благополучия, самопринятия и самосовершенствования в отечественной и зарубежной науке. Эмпирическая часть исследования направлена на расширение базы данных об уровне субъективного благополучия разных групп населения, регулятивной функции субъективного благополучия в системе саморазвития личности, выявление стилевых особенностей достижения и поддержания субъективного благополучия.

С 2015 года на кафедре осуществляется фундаментальное научное исследование на тему «Совокупность реакций населения на изменения в связи с длительной экстремальной ситуацией условия среды как системный психологический феномен (на примере паводковой ситуации в Дальневосточном регионе)» при финансовой поддержке ФГБУ «Российский гуманитарный научный фонд» (РГНФ) научного проекта №15-06-10067, 2015-2016 года, НИОКТР 115041370105.Научный руководитель С.В. Яремчук, к.пс.н, доцент, исполнители - Ситяева С.М., Махова И.Ю.Проект ориентирован на изучение психологических реакций населения на условия, наступившие вследствие экстремальной ситуации. Эмпирическая часть исследования направлена на изучение эмоциональных реакций населения в ситуации угрозы и случившегося наводнения, отражения в их сознании произошедшей ситуации, изменений в экологическом сознании и субъективном благополучии, произошедшем у населения города. В результате исследования были разработаны методики диагностики панических настроений в ситуации наводнения путем экспресс-опроса населения и анализа интернет-реакций, а также методики исследования прогнозов и намерений населения в ситуации наводнения.

С 2015 года на кафедре осуществляется фундаментальное научное исследование на тему «Психологические условия формирования универсальных учебных действий в контексте компетентностного подхода в образовании» (тема зарегистрирована в НИОКР115052150037). Научный руководитель, к.пс.н, доцент Махова И.Ю, исполнители - Опевалова Е.В., Шмакова В.А., Яремчук С.В., Бакина А.В., Каткова Е.Н., Амбросова В.И., Селезнева О.В., Демичева С.А. Проект ориентирован на изучение гражданской идентичности как личностного УУД. В результате исследования разработана запатентована как ноу-хау, методика оценки форсированности гражданской идентичности коллективного субъекта (номер регистрации 07.01.2016). С участием студентов собран фактический материал, который обобщен в виде совместных с преподавателями и самостоятельных публикаций.

С 2017 года на кафедре начали осуществлять поисковое научное исследование на тему «Ценностно-смысловые установки молодежи Дальнего Востока». Научный руководитель: Бакина А.В., к.пс.н, доцент, исполнители - Опевалова Е.В., Шмакова В.А., Яремчук С.В., Бакина А.В., Каткова Е.Н., Амбросова В.И., Селезнева О.В., Демичева С.А. Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить иерархию ценностно-смысловых установок молодежи Дальнего Востока с учетом их социально-психологических особенностей (пол, возраст, социальное положение, доход, образование, профессия, национальность, политические убеждения), осуществить сравнительный анализ ценностно-смысловых установок молодежи из разных регионов РФ, а также выполнить сравнительный анализ динамики ценностно-смысловых ориентиров молодежи разных исторических эпох (сравнить данные полученные нами с аналогичными исследованиями в прошлом). Полученные результаты, позволят нам понять, насколько реальная картина соответствует иерархии ценностей декларируемой обществом и государством.

Список публикаций

1. Katkova E.N., Neshumaev M.V. Idea delreale e l’immagine di insegnanti di matematica in riflessione di matematicaoriente Russo. – Italian Science Review. – 2014; 4(13). – PP. 168 – 172. – ISSN 2308-832X (Free Online Journal)

2. Yaremtchuk S.V. Age, Gender and Life Satisfaction in Early Adulthood in the Far East of Russia [Электронныйресурс] // Life Science Journal. – 2014. - № 11 (11s). – C. 161-165. URL: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/036_26055life1111s14_161_16

3. Yaremtchuk S.V. Life satisfaction and Psychological Well-being of Members of Rescue Operations in the Prolonged Emergency Situation // Review of European Studies. - Vol.6. - №4. - Pp. 174-181.

4. Бакина А.В. Гражданская идентичность старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - М. - Издательский Дом «Академия Естествознания»; URL: http://www.science-education.ru/120-17124 (дата обращения: 23.01.2015).

5. Бакина А.В., Махова И.Ю. К вопросу о психологических критериях экспертной оценки экстремистской направленности текста // Наука и мир. Международный научный журнал.- 2014. - № 2(6), Том 3. - С. 178-183.

6. Бакина А.В., Водолазко О.В. Особенности гражданско-правовой идентичности старшеклассников мегаполиса и небольшого города (на примере г. Комсомольска-на-Амуре и г. Санкт-Петербурга) // Ученые записки КнАГТУ. «Науки о человеке, обществе и культуре». – 2015. - № 2 (22). - С 24-29; URL: http://www.uzknastu.ru/current/108--ii-222-2015-l-r.html (дата обращения: 25.08.2015).

7. Бакина А.В., Водолазко О.В., Кравченко Л.А. Представление о гражданине России у старшеклассников мегаполиса и провинциального города // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых: электронный выпуск. – Комсомольск–на-Амуре., 2014 г.

8. Бакина, А.В Представление о гражданине России у старшеклассников мегополиса и провинциального города / А.В. Бакина,Л.А Епишкина//Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых: электронный выпуск [Электронный ресурс]. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО "АмГПГУ", 2014. – Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/library/sborstat/1716/25341/

9. Бакина, А.В. Особенности когнитивного стиля людей разных социальных групп в контексте субъективного благополучия // Известия сочинского государственного университета: научный журнал. – 2013. - № 1-1[23]. – С.137-142.

10. Вовк Г. П., Яремчук С. В. Субъективное благополучие и самоактуализация сельских и городских старшеклассников // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых: электронный выпуск [Электронный ресурс]. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2013. – Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/okm/nirs/vestnik/

11. Демичева С.А. Этот сложный профессиональный выбор [Электронный ресурс] // Сайт АмПГГУ / Scientiapotentiaest: научно-популярный альманах. - 2015. - Вып. 1. - Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/scientiapotentiaest/2017_1/

12. Демичева С.А., Ситяева С.М. Психологические аспекты формирования Коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе [Электронный ресурс]: / Материалы Регионального научно-практического семинара "Психологические основы формирования универсальных учебных действий"- Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2016. - С.20-24.– Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/library/benefits/3031/17376746/

13. Емельянова Е.А. Динамика эмоционального состояния молодежи города, пострадавшего от наводнения, в зависимости от места их жительства [Электронный ресурс] //Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых: электронный выпуск. – Комсомольск–на-Амуре., 2014 г.

14. Жиганова Г.П., Каткова Е.Н. Динамика профессиональных интересов личности студентов будущих IT-специалистов в условиях профессиональной подготовки // Scienceandworld. – 2014. – № 4 (8). Vol. III. – PP. 147 – 151. – ISSN 2308 – 4804.

15. Каткова Е.Н., Павлов Р.В. Эмпирическое исследование карьерного потенциала личности выпускника в структуре человеческого капитала // Учёные записки КнАГТУ. - № II-2(18). – 2014. – С. 19-24.

16. Махова Е.В., Опевалова Е.В. Проблема психологических критериев оценки правосознания субъекта в феноменологическом исследовании //Ученые записки Комс.-на-Амуре гос. техн. ун-та № 11-2 (18) 2014.- С.25-32.

17. Махова И.Ю. Гражданская идентичность студентов России и Китая в психологическом исследовании/И.Ю.Махова, Фань Шо//Ученые записки Комс.-на-Амуре гос. техн. ун-та № 11-3 (19) 2014.

18. Махова И.Ю., Демичева С.А. Имплицитное знание как признак нормативно-технократической парадигмы модернизации российской системы высшего образования// Известия Сочинского государственного университета, - 2012, № 2 (22), – С.197-202.

19. Махова, И.Ю. , Опевалова Е.В., Шмакова В.А. Психологическое исследование влияния СМИ на патриотизм старших школьников//Ученые записки КнАГТУ.-2015.-№II-2(22).-С.24-28.

20. Новгородова Е.Ф. К вопросу о психодиагностике перфекционизма в юности // Организация работы с молодежью. – 2014. – № 5; URL: www.es.rae.ru/ovv/234-1037

21. Новгородова Е.Ф., Яремчук С.В. Дилемма саморазвития: самосовершенствование против самопринятия // Образование и саморазвитие. – 2014. - № 3 (41). – С. 137-142.

22. Опевалова Е.В., Очинская Д.С. Личностные факторы самореализации военнослужащих разного пола // Амурский научный вестник [Электронный ресурс] / Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 1-2014 – 1 DVD-ROM

23. Очинская Д.С. Взаимосвязь уровня самоактуализации личности военнослужащих с нервно-психической устойчивостью и личностными факторами // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс] / Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 1-2014 – 1 DVD-ROM

24. Ситяева С.М., Махова И.Ю. Яремчук С.В., Ретроспективная оценка эмоциональных переживаний и намерений подростков в длительной экстремальной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. №5. С.7-23.

25. Ситяева С.М., Яремчук С.В, Махова И.Ю. Ретроспективные переживания населения района, пострадавшего во время наводнения в аспекте проблемы адаптации к экстремальным ситуациям // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1. С. 82-88.

26. Ситяева, С.М. Переживание психологической безопасности образовательной среды школы старшеклассниками города Комсомольска-на-Амуре / С.М. Ситяева // Экология и безопасность жизнедеятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (5-6 ноября 2013 г.) .– Комсомольск-на-Амуре: изд-во АмГПГУ, 2013. С.112-120

27. Фань Шо Представления о патриотизме как содержательный аспект гражданской идентичности российских и китайских студентов/Фань Шо// Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. Электронный вып. №1.--Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО "АмГПГУ, 2014 г.

28. Формирование мировоззрения как фактор оптимизации качества жизни: сборник научных трудов / под ред. И.Ю. Маховой. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2013.

29. Шмакова В.А. Имплицитное представление о "саморазвитии" в сознании субъектов учебно-профессиональной деятельности // Вестник Саратовского областного института развития. - 2016. - № 4(8) /12/. - С.49-53.

30. Шмакова В.А. Культурные различия в правосознании граждан России и Китая // Наука и мир. – 2013. - № 3. – С. 247-353.

31. Шмакова В.А. Стратегии оптимизации жизнедеятельности юношей в условиях армейской службы// Амурский научный вестник: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмПГУ, 2012. – С.271-279

32. Шмакова В.А., Краморова Д.А. Исследование коррупционных установок студентов, получающих высшее образование // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых: электронный выпуск . – Комсомольск –на-Амуре., 2014 г.

33. Яремчук С.В. Соотношение уровня субъективного благополучия и стремления человека к изменениям [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Yaremchuk.phtml

34. Яремчук С.В. Субъективное благополучие и стратегии достижения счастья замужних женщин // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3 (38). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.

35. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. 2013. №5. С.85-95.

36. Яремчук С.В. Характеристики самопринятия и возможности их диагностики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014.- №2; URL: http://www.science-education.ru/116-12416

37. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: монография М.: ИНФРА-М, 2015. 142 с. ISBN 978-5-16-010513-0 (print) ISBN 978-5-16-102530-7 (online)

38. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия.Акмеология образования. Психология развития. 2015. №2. С.149-152.

39. Яремчук С.В., Ситяева С.М., Махова И.Ю. Субъективное благополучие и эмоциональные переживания в контексте адаптации личности к длительной экстремальной ситуации / Сибирский психологический журнал. 2016. №2. С.77-92.

40. Яремчук, С.В. Удовлетворенность жизнью у женщин Дальнего Востока России: на примере Комсомольска-на-Амуре // QualityIssuesandInsightsinthe 21stCentury. 2012. Vol. 1. Pp. 41-49.

Мероприятия в раках НИР кафедры

Региональный методологический семинар "Традиции и особенности литературного и художественного творчества" руководители Шмакова В.А. (2015)

Региональный методологический семинар "Парадигмы знания и проблемы научного творчества» руководитель Шмакова В.А. (2015)

Городской научно-практический семинар "Психологические условия формирования УУД в контексте реализации компетентностного подхода в образовании"руководитель Шмакова В.А. (2015 год)

Международная научно-практическая интернет-конференция «Экстремальные ситуации природного характера: проблемы, факторы, последствия", руководитель Яремчук С.В. (2016)

Региональный научно-практический семинар «Психологические основы формирования универсальных учебных действий», руководитель Шмакова В.А. (2016 год)

Университетская конференция студентов "Актуальные проблемы современной психологии", руководитель Демичева С.В. (2015, 2016)

Городской конкурс стенной печати «Психология глазами молодежи»руководитель Демичева С.А. (2015, 2016)

Победы студентов в конкурсах научно-исследовательских работ

Студенты направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Педагогика и психология» принимают активное участие в конкурсах научно-исследовательских и социальных проектов регионального и Всероссийского уровня

Рыкунова А.Ю. заняла 3-е место в конкурсе «Студенческая весна – 2016», г. Хабаровск с работой на тему «Особенности гражданской идентичности подростков и взрослых людей».

Кришкевич Е.Д. заняла 3-е место во всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия», г. Москва с проектом на тему «Реконструкция и развитие города Комсомольска-на-Амуре на основе психологической концепции об оптимальном пространстве для молодежи».

Прочие виды НИР (опытно-экспериментальная и внедренческая работа в образовательных учреждениях): 

  1. Исследование на базе д/д №1 сельского поселения «Село Хурба»; внедрение результатов исследования в образовательный процесс учреждений Комсомольского района. Руководитель – Опевалова Е.В.
  2. «Актуальные проблемы психологической профориентационной диагностики и выявление будущих IT-специалистов просоциального типа в контексте информационной безопасности», руководитель – Каткова Е.Н. (кафедра психологии образования), исполнители – Жиганова Г.П. (кафедра физики и информатики АмГПГУ), Жиганов С.В. (магистрант КнАГТУ). Внедрение результатов исследования в деятельность МОУ СОШ и высших образовательных учреждений по профориентационной работе.
  3. «Психологические основания моделирования систем высшего образования», руководитель – Махова И.Ю., исполнители - Демичева С.А., Череповская Е.Н., Азаренков К.А. (аспиранты кафедры психологии образования). Внедрение результатов исследования в деятельность высших образовательных учреждений по совершенствованию управления системой образования. 






172.16.5.10
sales@amgpgu.ru manager@amgpgu.ru director@amgpgu.ru alex@amgpgu.ru