Наверх

Научный полк: «Иркутские крылья Победы»

13.05.2022
В годы Великой Отечественной войны профессор кафедры алгебры и геометрии КГПИ Самуил Лейбович Певзнер работал слесарем на заводе № 125 им. Сталина, г. Иркутск. Война для коллектива завода № 125 стала тяжелым испытанием, но, в то же время, дала толчок развитию производственного, технологического и кадрового потенциала предприятия. В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Иркутск завода № 39 им. Менжинского. В августе 1942 года новым директором стал бывший главный инженер В.И. Абрамов. В том же месяце по решению ГКО завод № 39 приступил к производству дальнего бомбардировщика Ил-4. К выпуску в 1942 году было намечено 37 Ил-4, при этом первые машины должны были поступить в войска уже в ноябре. К концу 1942 года завод построил 46 машин, выполнив производственное задание на 121,3%. За 1943 год завод выпустил 697 самолетов Ил-4 при плановом задании 667 и, кроме того, 68 группкомплектов этих машин. В 1944 году из Иркутска на фронт было отправлено 125 Ил-4. Бомбардировщики пополняли дивизии Авиации дальнего действия. Всего с 1941 по 1945 гг. предприятие выпустило почти 2200 самолетов, в том числе 919 тяжелых бомбардировщиков Ил-4 . За этими цифрами – титанический самоотверженный труд всего коллектива завода. Сразу после начала войны около 4000 заводчан ушли на фронт, их место у станков заняли женщины и подростки. Чтобы выполнить и перевыполнить производственное задание, коллективу приходилось трудиться, месяцами не покидая предприятия. Линией передовой для работников предприятия на все четыре тяжелых военных года оставалась заводская проходная.

Из воспоминаний Самуила Лейбовича, май 1995 года

«В годы войны с 1942 года в Иркутске работал, на авиастроительном заводе. Он тогда ИЛ-4 выпускал. Пришел слесарем. Работал, освоил дело, до 5 разряда дошел. Был членом фронтовой бригады. Тогда соревнования между ними проводились. Однажды наша бригада лучшей оказалась. Нас всех отметили. А потом, это уже к концу войны было, меня отметили еще раз. Я стал победителем в соревновании “Лучший по профессии”. Запомнилось потом, наверное, что война кончалась, это чувствовали, планы на будущее появились. А я учиться хотел. А учиться было не на что. Родители – пенсионеры. Да и не в чем. А тут премия: отрез сукна на костюм и премия денежная на пошив. В том костюме – первом в моей жизни – я и учиться пошел.
9 мая 1945 года на заводе был. Там и услышали, что война кончилась. Конечно, митинг был. Весь завод собрался. Директор завода генерал-майор Абрамов речь держал. И день объявили выходным. Праздновали. Достали с ребятами и водки, с закуской сложнее, конечно, было. Но отметили. У каждого – у каждого из нас – были потери в этой войне. Никто не был исключением. Но в тот день это как бы отодвинулось. Думалось, что все, что теперь впереди только свет. И еще заговорили тогда, а что если еще раз такое случится в жизни. Выдержим ли? Нет, казалось, не выдержим. А ведь мы в тылу были, в нас не стреляли, не бомбили. А работали сутками. Это в сорок четвертом году полегче стало, уже по 11 часов рабочий день, уже выходные появились. А жизнь все равно шла. И театр был. За войну два раза в Иркутской оперетте был. А еще на концерте Шульженко в клубе. Помню, как пела она “Руки” – и вся была такая стройная, высокая, и руки ее помню – гибкие, выразительные. Сейчас точно могу сказать: 9 мая был тем праздником, аналогов которому больше в жизни не было».

Данные и фотографии взяты из архивных материалов Музея истории Иркутского авиазавода.
Связано с разделами

Назад к списку новостей

Комментарии

 














3.138.134.247
sales@amgpgu.ru manager@amgpgu.ru director@amgpgu.ru alex@amgpgu.ru