История института
Институт педагогики и психологии был создан 27 сентября 2002г. на базе Института педагогики и психологии детства (руководитель к.пс.н., доцент И.С.Соломко), фундамент которого составляли старейшие в вузе факультет дошкольной педагогики и психологии и факультет педагогики и методики начального образования. Первым директором института была к.пед.н., доцент Г.Н.Бавыкина, потом институт возглавляли к.пед.н., доцент М.М.Тулейкина, к.б.н. Н.Ю.Чулкова.
Историю института и его традиции создавали М.П.Шпиро, Е.П.Никишина, В.П.Манеева, В.Н.Коваленко, Н.Г.Ильиных, Р.А.Смирнова, В.П.Гринченко, Е.Н.Пержина, Р.И.Шашкова, Л.П.Скурлатова, А.А.Шумейко, Е.В.Опевалова, Л.В.Яссман, Н.Е.Седова и многие другие преподаватели, которых помнят и любят выпускники.
Институт динамично рос и развивался вместе с вузом и сегодня – это одно из больших учебных подразделений университета, осуществляющее образовательную деятельность по очной форме обучения, и единственное, кто осуществляет профессиональную подготовку по всем уровням: СПО-бакалавриат-магистратура-аспирантура. Образовательный и научный процесс осуществляют 4 кафедры: педагогики профессионального образования, дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, психологии образования, иностранных языков.
Базовыми направлениями подготовки, которые осуществляет институт, являются «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование». Постоянно расширяя спектр профессиональных образовательных программ, институт стремится удовлетворить образовательные потребности учащихся города, Хабаровского края, а так же рынка труда Дальневосточного региона. Востребованы и пользуются популярностью такие профили как «Педагогика и психология», «Начальное образование» и «Иностранный язык», «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольное образование». По запросу Министерства образования и науки Хабаровского края будущим абитуриентам предложены новые профили бакалавриата «Дошкольное образование» и «ИЗО», «Начальное образование» и «Математика», «Начальное образование» и «Русский язык».
Понимая необходимость развития системы образования города и края, Институт педагогики и психологии одним из первых в университете начал реализовывать программы уровня СПО «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах» (после 11 класса, с 2022 года после 9 класса) и магистерской подготовки «Социальная педагогика», «Образование в области физической культуры», «Педагогическое сопровождение лиц с проблемами в развитии». Сегодня набор осуществляется на наиболее востребованные магистерские программы «Педагогика и психология воспитания», «Управление в сфере образования», а в 2022 году предложена еще одна «Инновационные технологии и проектирование в образовании».
Не остался без внимания и четвертый уровень образования – аспирантура. Кафедра педагогики профессионального образования ежегодно набирает аспирантов по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» направленность подготовки 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Руководит аспирантурой доктор педагогических наук, профессор А.А.Шумейко, подготовивший более 30 аспирантов, в том числе, преподавателей института педагогики и психологии.
Институт педагогики и психологии является центром научных психолого-педагогических исследований, которые идут «в ногу» с научными российскими трендами. На кафедрах с привлечением студентов, магистрантов и аспирантов разрабатываются такие научные проблемы как
«Ценностно-смысловые установки молодежи Дальнего Востока» (кафедра психологии образования)
«Совершенствование процесса подготовки будущего педагога в условиях гуманитарного вуза» (кафедра педагогики профессионального образования)
«Цифровая трансформация образования в области лингвистики и методики обучения иностранному языку (в условиях очного, дистанционного и смешанного обучения)» (кафедра иностранных языков)
«Социализация детей с нормальным и нарушенным развитием в условиях современного общества» (кафедра дошкольной и коррекционной педагогики и психологии)
Преподавателями ежегодно разрабатываются и подаются заявки на конкурсы грантовых исследований. За период работы института были получены гранты РГНФ «Теория и практика экономической социализации учащихся общеобразовательных школ в условиях рыночной экономики» (руководитель Анкудинова Е.В.), «Волонтерское движение как эффективная стратегия решения социально-педагогических проблем российского общества» (руководители Самодурова Т.В., Данилова О.Р.), Правительства Хабаровского края «Готовность к реализации инклюзивного образования педагогов общеобразовательных учреждений Хабаровского края», Министерства Хабаровского края «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, инновации» (руководитель Серебреникова Ю.В.), Минобрнауки Хабаровского края «Формирование у студенческой молодежи специальных компетенций волонтерской деятельности в области социальной инклюзии» (руководитель Липунова О.В.), государственное задание на проведение фундаментального научного исследования «Разработка кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО».
Институт педагогики и психологии является площадкой для ежегодного краевого конкурса для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ и инвалидностью, организует региональный научно-практический семинар «Инклюзивное образование: методология и инновации в рамках реализации ФГОС» и краевой научно-практический семинар «Формирование УУД в начальной школе».
Ряд преподавателей кафедр института являются сертифицированными экспертами конкурса профессионального мастерства по стандартам World Skills, чей профессиональный опыт позволил организовывать на базе института отборочные туры конкурса по компетенциям «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Физическая культура», «Учитель основной школы».
Высокий профессиональный уровень преподавателей института отмечен в городском педагогическом сообществе, поэтому они принимали неоднократное участие в качестве членов жюри в городских конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», «К вершинам мастерства».
Результатом работы профессорско-преподавательского состава является тот факт, что студенты Института педагогики и психологии неоднократно становились победителями и призерами олимпиад, конкурсов и соревнований различного уровня, среди которых: Международный конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ «Мастерство без границ», номинации «Воспитатель будущего», олимпиады «Я-Профессионал», олимпиады по педагогике и психологии, Региональные конкурсы педагогического мастерства, состязания в формате Ворлдскилс, конкурс «Лучший вожатый» и др., неоднократно становились победителями Всероссийского конкурса молодежных социально-значимых проектов при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи (РОСМОЛОДЕЖЬ), принимали самое активное участие в Федеральном проекте «Волонтеры Просвещения» . Сегодня на базе института работают два волонтёрских отряда «Медиаторы в образовании» и «Инклюзивные волонтеры».
За время работы Институт педагогики и психологии зарекомендовал себя как надежный партнер в сфере профессионального образования Хабаровского края, подготовивший более 1450 высококвалифицированных специалистов в дошкольные образовательные организации, общеобразовательные и специальные образовательные организации, учреждения социальной защиты, организации дополнительного образования.
Директор Института педагогики и психологии – Шубина Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент