Кафедра педагогики профессионального образования
Заведующий кафедрой | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
О кафедре
Кафедра педагогики профессионального образования является структурным подразделением Института педагогики и психологии (ИПиП), осуществляющим учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по общепедагогическим и социально-педагогическим дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.
Кафедра в своей деятельности руководствуется Федеральными государственными образовательными стандартами и другими нормативными документами Российской Федерации в сфере высшего образования, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки, Уставом университета, приказами и распоряжениями ректора университета, решениями Ученого совета университета, совета института, совета факультета, включая и настоящее Положение.
Кафедра педагогики профессионального образования осуществляет работу в области системы менеджмента качества, ориентирована на политику руководства в области качества, руководство по качеству, стандарты организации.
Основные задачи и функции кафедры педагогики профессионального образования
Кафедра педагогики профессионального образования обеспечивает:
- организацию учебного процесса и проведение научно-исследовательских работ высокопрофессиональными кадрами;
- организацию и осуществление учебной, научной и методической работы по одной или нескольким взаимосвязанным дисциплинам в рамках соответствующих образовательных программ;
- развитие научно-инновационной среды, научно-исследовательской работы преподавателей, других сотрудников кафедры, подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, становление и развитие научных школ;
- преподавание дисциплин и курсов, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами и учебными планами подготовки по направлениям в соответствии с выданной университету лицензией на образовательную деятельность;
- преподавание факультативных дисциплин и специальных курсов, включенных в программы и учебные планы послевузовского и дополнительного образования;
- разработку и внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;
- проведение по всем формам обучения лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами в соответствии с учебной нагрузкой;
- руководство курсовыми, бакалаврскими работами, магистерскими диссертациями, самостоятельной работой обучающихся, проведение курсовых экзаменов и зачетов.
Осуществляет в установленном порядке консультирование студентов и аспирантов, а также обучающихся по программам профессиональной переподготовки специалистов с высшим образованием (программам дополнительного образования) по преподаваемым дисциплинам и курсам в объеме, определяемом действующими нормативами учебной нагрузки.
Организует внеаудиторную работу студентов, регулярно контролирует ход самостоятельной работы, включая выполнение домашних заданий, курсовых работ, осуществляет научное и методическое руководство выполнением выпускных квалификационных работ и организует их рецензирование.
Организует проведение различные видов практик, предусмотренных учебными планами, устанавливает в этих целях прямые связи с организациями и учреждениями.
Выполняет необходимый объем учебно-методической работы, обеспечивающей проведение учебного процесса на высоком уровне:
- разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке рабочие учебные программы по дисциплинам и курсам кафедры;
- осуществляет, используя современные информационные технологии, подготовку учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических указаний, дидактических материалов, наглядных пособий, программных и информационных материалов, необходимых для компьютеризации учебного процесса.
Осуществляет воспитательную работу среди студентов через действующую в ИПиП систему кураторства, взаимодействуя со студенческими общественными организациями, участвуя в мероприятиях, предусмотренных ежегодными планами учебно-воспитательной и внеаудиторной работы со студентами университета, а так же участвует в организации культурного досуга и отдыха студентов, их участия в общественно-полезном труде.
Разрабатывает ежегодные и перспективные планы повышения квалификации работников кафедры, представляет их на утверждение в ректорат:
- организует и контролирует их выполнение;
- содействует работникам кафедры в их творческом росте, в том числе прикрепляя начинающих преподавателей к ведущим профессорам и доцентам;
- организует проведение и обсуждение на методических семинарах кафедры открытых лекций и других видов учебных занятий;
- содействует изучению и распространению передового педагогического опыта;
- создает необходимые условия для работы преподавателей и научных сотрудников над кандидатскими и докторскими диссертациями, организует качественное (квалифицированное) обсуждение диссертаций, содействует участию работников кафедры в конференциях и публикации результатов исследований;
- ориентирует преподавателей на проведение комплексных научных исследований, содействует процессу создания и развития научных школ на кафедре.
Осуществляет работу по развитию материально-технической и учебно-лабораторной базы кафедры.
Участвует в организации и проведении приема на первый курс Университета, проведении учебных занятий на факультете довузовской подготовки, проводит работу по профессиональной ориентации молодежи.
Анализирует данные о трудоустройстве своих выпускников, поддерживает с ними постоянные связи, изучает рынок трудовых ресурсов по специальности и направлению, по которым осуществляет подготовку специалистов.
Проводит научные и методические работы, соответствующие ее профилю, научно-исследовательские работы в области теории и методики высшего, общего среднего, среднего профессионального образования:
- привлекает к научно-исследовательской работе студентов и аспирантов;
- оказывает образовательным учреждениям и другим организациям консультационные услуги;
- участвует в обсуждении и экспертизе научно-исследовательских работ, выносит заключения об их научной и практической значимости, а также дает рекомендации по их внедрению в практику и опубликованию;
- участвует в конкурсах грантов и программах всех уровней (краевых, федеральных, зарубежных), создает необходимые условия для успешного выполнения работ по выигранным фантам.
Организует взаимодействие с работодателями, заказчиками, выпускниками вуза.
Несет ответственность за качество учебно-научного и воспитательного процессов.
Направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование Профиль подготовки "Начальное образование"
Направление 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)"
Профиль подготовки "Начальное образование"
Профили подготовки "Начальное образование" и "Иностранный язык"
Профили подготовки "Начальное образование" и "Русский язык"
Кафедра готовит бакалавров для работы с учащимися младшего школьного возраста. Специальность учитель начальных классов занимает второе место в списке самых востребованных профессий как по краю, так и в целом по России. В нашем вузе готовят специалистов данного направления уже более 35 лет.
Область профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники с подготовкой по направлению осуществляют профессиональную деятельность в системе образования, социальной сферы, культуры. Выпускники с подготовкой по направлению востребованы в образовательных учреждениях города Комсомольска-на-Амуре, Центральных и Северных территорий Хабаровского края. Большинство из них имеет возможность воспользоваться льготами для учителей, позволяющими существенно повысить уровень доходов выпускника.
Среди преподавателей, помогающих студентам овладеть профессией "Бакалавр педагогического образования" профиль подготовки "Начальное образования" ведущие педагоги кафедры, а также практикующие учителя высшей категории города.
Освоение профиля "Начальное образование" предполагает овладение следующими профессиональными навыками и умениями: определять цели и задачи, планировать и проводить уроки, внеурочные занятия и внеклассную работу; анализировать уроки, процесс и результаты внеурочной деятельности, отдельных занятий и осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения; проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты; обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания и анализировать результаты работы с родителями; выбирать учебно-методический комплекс, разрабатывать учебно-методические материалы с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся; создавать в кабинете предметно-развивающую среду; участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. С 2013 г. с целью повышения конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда к профилю подготовки "Начальное образования" был добавлен профиль "Иностранный язык". С 2022 г. началась подготовка учителей в контексте требований Ядра педагогичсекого образования.
Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: воспитание, развитие и обучение детей младшего школьного возраста; просвещение; образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен по следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; культурно-просветительская; научно-исследовательская.
Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Бакалавр педагогики должен решать следующие профессиональные задачи:
а) в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
б) в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
в) в области научно-исследовательской деятельности:
- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;
- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.
В процессе обучения студенты изучают общепрофессиональные дисциплины и дисциплины предметной подготовки:
- Введение в педагогическую деятельность; педагогика начального образования; основы педагогического мастерства;
- Методики: преподавания технологии с практикумом, преподавания интегративного курса "Окружающий мир", преподавания математики, обучения русскому языку и литературе, преподавания изобразительного искусства с практикумом; теория и методика музыкального воспитания;
- Проектирование учителем начальных классов рабочих программ по предметам; методология и методы психолого-педагогических исследований;
- Инновационные и ИК технологии обучения младших школьников; организация и содержание проектной деятельности младших школьников и другие.
Профессиональные перспективы
После получения диплома о высшем профессиональном образовании выпускник сможет работать: учителем начальных классов; педагогом группы продленного дня; руководителем кружка по детскому творчеству; педагогом системы дополнительного образования (вести кружок по моделированию, вязанию, детскому изобразительному творчеству); репетитором для младших школьников, тьютором и т.п.
Наличие начальных классов в общеобразовательных школах позволяет студентам быть активными участниками образовательного процесса, знакомиться с опытом работы лучших учителей г. Комсомольска-на-Амуре, г. Амурска и других населенных пунктов Хабаровского края.
Подготовка по направлению "Педагогическое образование" (профили "Начальное образование", "Начальное образование" и "Иностранный язык", "Начальное образование" и "Руский язык") открывает широкие возможности для карьерного роста выпускника. От истоков профессии - учитель начальных классов - многие достигают должностей руководителей образовательных учреждений разного уровня (заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, директор школы, специалист и руководитель отдела образования города или района).
Возможности продолжения образования
Выпускник по завершению программы подготовки по направлению может продолжить обучение в магистратуре по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование".
44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) программа магистерской подготовки «Управление в сфере образования»
Руководитель магистерской программы – Шумейко Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), советник при ректорате Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.
Программа предназначена для углубленной подготовки высококвалифицированных кадров в сфере управления для различных уровней системы образования; подготовка руководителей, обладающих необходимыми компетенциями для осуществления деятельности в сфере развития образования.
Краткая характеристика программы:
Образовательная часть программы направлена на осуществление фундаментальной подготовки в области управления образовательными системами; обеспечение высокого уровня теоретической, методической и технологической подготовки менеджера образования; развитие творческих способностей и приобретение новых компетенций, необходимых для управления образовательными организациями различных уровней. Результат обучения: формирование компетенций, определенных ФГОС ВО для программы в контексте задач профессиональной деятельности выпускника в области научно-исследовательской, управленческой и проектной деятельности; умение оценивать международный и российский опыт развития образования и применять его на практике; умение систематизировать ведущие практики управления образованием в регионе на основе стратегических подходов развития образования; понимание принципов и приоритетов государственной политики в сфере образования; владение навыками мониторинга проектов и программ в сфере образования федерального и регионального уровня; умение разрабатывать проекты, реализующие региональную политику в сфере образования, проводить экспертизу и оценивать их эффективность; знание правовых основ современной образовательной системы, умение исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
В течение всего периода обучения студенты могут принимать участие в разработке и реализации научно-исследовательских проектов АмГПГУ и кафедры педагогики профессионального образования. Вы получите уникальную возможность принимать участие и опубликовывать результаты своих исследований в научных сборниках АмГПГУ.
Практика и стажировки.
С целью выполнения такой существенной особенности магистратуры, как осуществление тесной связи теоретических знаний, исследований и практики управления образовательными системами, мы предлагаем базы, с которыми кафедры АмГПГУ сотрудничают уже много лет. Это – учреждения образования различных видов и уровней.
Область профессиональной деятельности магистров.
Образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности магистров.
Обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
Задачи профессиональной деятельности выпускника.
а) в области научно-исследовательской деятельности:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;
- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;
б) в области управленческой деятельности:
- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- исследование, проектирование, организация и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;
- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;
в) в области проектной деятельности:
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;
- в области методической деятельности:
- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
- исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;
- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов.
Преимущества обучения по магистерской программе «Управление в сфере образования»:
- высокое качество преподавания (занятия проводят кандидаты и доктора наук);
- участие в научно-исследовательских и социальных проектах;
- индивидуальная работа с магистрантами;
- возможность поступления в аспирантуру по специальностям 13.00.08. – "Теория и методика профессионального образования".
Окончив магистратуру, выпускники могут работать в следующих учреждениях и организациях:
- универсальные образовательные организации (дошкольное, общее образование)
- специализированные образовательные организации (дополнительное образование, профессиональное образование различных уровней);
- органы государственного и муниципального управления образованием;
- общественные организации;
- информационно-аналитические и консультационные центры, реализующие комплексные социально-культурные проекты и программы.
Перспективные направления в деятельности кафедры
Еще одним важным направлением деятельности кафедры является обеспечение изучения педагогических дисциплин на всех факультетах и во всех институтах АмГПГУ. Наши студенты являются постоянными участниками различных мероприятий и конкурсов, проводимых в России и за рубежом, наиболее активные студенты выезжают для участия в мероприятиях в вузы РФ и за рубеж.
Перспективными направлениями в деятельности кафедры являются:
- участие в международных и российских научно-исследовательских и педагогических проектах;
- расширение волонтерского движения, установление преемственных связей с образовательными учреждениями города и страны;
- организация учебного проектирования школьников города и районов и включение их посредством проектной деятельности в научные и творческие мероприятия кафедры и АмГПГУ;
- разработка перспективной программы по организации педагогических классов в школах города и подготовка педагогического резерва из числа наиболее талантливых студентов нашего института.
Среди преподавателей кафедры: 2 доктора педагогических наук (Шумейко А.А., Булавенко О.А.), профессоры, кандидаты педагогических наук, доценты. Все преподаватели кафедры создают на своих занятиях комфортную атмосферу творчества, создают студентам условия для самореализации и развития профессиональной компетентности.