Научно-исследовательская и внеаудиторная работа студентов
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью профессионального становления студентов.
Задачами научно-исследовательской работы студентов в университете являются:
- создание условий для раскрытия и реализации творческих способностей студентов;
- приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы и обучение студентов методологии научного поиска;
- создание условий для применения и углубления, обучающимися на практике, теоретических сведений, полученных на лекциях;
- расширение профессионального кругозора студентов;
- отбор наиболее способных и творчески одаренных студентов, склонных к научной и педагогической деятельности, с целью формирования резерва аспирантуры, элитарная подготовка творчески одаренных студентов;
- непосредственное участие в решении актуальных проблем науки и образования;
- популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей.
Основными принципами организации НИРС в Институте педагогики и психологии являются:
- интеграция учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов;
- осуществление НИРС на всех этапах (курсах) и организационных уровнях (кафедральном, институтском, вузовском) учебного процесса;
- последовательность в освоении различных принципов, методов и техники выполнения научных исследований по мере их усложнения в соответствии со стадиями образовательного процесса;
- использование разнообразных форм организации НИРС, как предусмотренных учебными планами, так и выполняемых вне их;
- широкое использование состязательных мероприятий стимулирующего характера различных уровней (от кафедрального до международного);
- использование различных форм морального и материального поощрения лиц, участвующих в системе НИРС.
Система НИРС служит самореализации личностных и творческих способностей студентов, расширению возможностей приложения интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского и научного состава вуза.
В ходе реализации образовательного процесса студенты последовательно включаются в НИРС на разных уровнях.
Первый уровень: учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).
Она является органической частью учебного процесса и, тем самым, обязательна для всех. УИРС предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИРС), систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИРС). Цель УИРС – повышение самостоятельности и активности студентов.
Формы УИРС:
- написание рефератов по теме учебной дисциплины, расширяющих область предметных знаний студентов;
- подготовка библиографических обзоров;
- подготовка докладов, сообщений и их презентация на семинарских занятиях и круглых столах;
- написание курсовых и дипломных работ, расчетно-проектировочных заданий с элементами научного поиска;
- введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия, выполнение лабораторных работ, домашних работ, содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период педагогической, производственной и преддипломной практик;
- организация специальных курсов, программ, проведение занятий, элективных курсов по основам организации и методики научных исследований с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем развития у них умений и навыков выполнения НИР, ознакомления с методами научного исследования, необходимыми будущему специалисту и ученому.
Второй уровень: научная деятельность, дополняющая учебный процесс.
Эта форма НИРС предполагает выход за рамки учебной программы, индивидуализацию обучения, углубленное изучение материала курса, создание предпосылок для обеспечения продолжения образования в магистратуре и аспирантуре.
К формам данного уровня НИРС следует отнести:
1) участие в работе научных кружков;
2) участие в работе научных конференций институтского, университетского и выше уровня;
3) участие в олимпиадах по изучаемым дисциплинам (предметных олимпиадах);
4) участие в выставках творческих работ.
Руководство деятельностью студентов осуществляется научными руководителями, закрепляемыми кафедрами.
Третий уровень: научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Ее основная задача – научная профессионализация студентов, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководителя, подготовка к магистратуре и аспирантуре.
К формам данной работы следует отнести:
1) работу студентов в хоздоговорных, госбюджетных и инновационных работах;
2) привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности;
3) участие в конкурсах на получение грантов;
4) ознакомление студентов с российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов.
Это наиболее профессиональный вид НИРС, предполагающий участие студентов в научных исследованиях, проводимых кафедрами. К ней привлекаются наиболее способные и заинтересованные студенты, которых в последствие можно рекомендовать для поступления в аспирантуру.
Руководство деятельностью студентов осуществляется научными руководителями темы или, по их поручению, ответственными исполнителями.
Студенты ИПиП ежегодно принимают участие в вузовских мероприятиях по НИРС в рамках дней науки. В Институте педагогики и психологии проводятся секции научно-практической конференции студентов, предметные олимпиады. Студенты также принимают участие в общевузовских конкурсах: «Лучший студент в области НИРС», «Конкурс студенческих мультимедийных работ», «Конкурс студенческой стенной печати», «Выставка студенческих творческих работ».
Команды студентов института принимают участие в соревновательных мероприятиях в области НИРС регионального и всероссийского уровня.
Студенты, проявляющие способности и интерес к научной работе, привлекаются к научно-исследовательской работе в подразделениях университета во внеучебное время. Студенты включаются в работу в рамках научных школ кафедр. По результатам исследований издаются публикации, совместные с научными руководителям.
В Институте педагогики и психологии для организации научно-исследовательской работы студентов назначен ответственный преподаватель Бакина А.В., кандидат психологических наук.