Наверх

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

В.В. Юракова

ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет»

Комсомольск-на-Амуре, Россия


Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенности адаптации к экстремальной ситуации подростков. Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью опросника экологического сознания В.И.Панова и др., методики обобщенной оценки удовлетворенностью жизнью Е. Динера, методики ретроспективной оценки эмоциональных состояний в экстремальной ситуации. В исследовании приняло участие 43 респондента (25 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 13 до 16 лет). Исследование показывает, наиболее адаптированными к экстремальным ситуациям являются школьники 13 лет, которым на момент наводнения было по 11 лет. Для них характерны природоцентрический тип экологического сознания, высокая удовлетворенность жизнью, интерес и любопытство во время экстремальной ситуации, низкий уровень беспомощности и замешательства, неуверенности и безысходности.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, наводнение, адаптация, подростки.


Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является формирование и актуализация психологической готовности у населения к достаточно адекватным действиям в экстремальных ситуациях [5].

Сегодня люди больше подготовлены к неожиданностям, чем раньше. Объяснением этому служит то, что человеческая психика не может долго находиться на уровне очень высокого напряжения, поэтому мы, так или иначе, начинаем адаптироваться, стараемся в этой ситуации жить и ощущать, что жизнь продолжается. Люди привыкают к новой реальности, но большинство из них, по-прежнему, не знает, как себя вести в чрезвычайных ситуациях [2].

Лонгитюдные исследования доказывают, что дети достаточно быстро привыкают к такому положению вещей, когда чрезвычайные ситуации не только становятся возможными, но и происходят достаточно часто [5]. Дети в гораздо большей степени осведомлены о правилах безопасного поведения, чем взрослые, и источником этих знаний является, как правило, курс основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) в школах, а также некоторые учебные программы в дополнительном образовании детей. Однако, курс ОБЖ, который читают во всех школах, не всегда справляется с задачей, так как часть преподавателей не достаточно компетентна в этой области [2].

Подростковый возраст - долгий переходный период, в котором происходит не только ряд физических, но и психологических изменений. Независимо от того, какие возникают ситуации, для каждого ребенка свойственны свои индивидуальные особенности адаптации. Самой распространенной реакцией на борьбу с трудностями является стресс, который считается нормой перехода от одних условий к другим. К факторам, влияющим на адаптацию подростков можно отнести: состояние здоровья и уровень развития ребенка, его возраст, уровень тренированности адаптационных возможностей. Во время чрезвычайных и экстремальных ситуаций подростки являются наиболее уязвимыми, так как не обладают эмоциональной и психической устойчивостью, а также не достигли эмоциональной и личностной зрелости. Зная особенности адаптации подростков в результате столкновения с экстремальной ситуацией, можно выстраивать эффективную реабилитационную и профилактическую программу работы с ними.

Над проблемой адаптации в экстремальных условиях работают многие ученые. В научных исследованиях В.В. Антипова [1], Ц.П. Короленко [3], В.И. Лебедева [4] и др. предложено понятие "адаптация к экстремальным ситуациям", которое можно представить в обобщенном виде как процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из экстремальных (неблагоприятных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями.

Целью нашего исследования было изучение особенности адаптации к экстремальной ситуации у школьников разного возраста. В исследовании для сбора материала использовались: опросник экологического сознания, разработанный сотрудниками лаборатории экопсихологии развития В.И.Панова и др., обобщенная оценка удовлетворенностью жизнью на основе методики Е. Динера, ретроспективная оценка эмоциональных состояний в экстремальной ситуации с помощью анкеты, разработанной кафедрой психологии образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно–педагогический государственный университет». Всего в исследовании приняло участие 43 респондента (25 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 13 до 16 лет).

Диагностика экологического сознания школьников 13, 14, 15 и 16 лет по шкале «Экологические угрозы», показала, что подавляющее число среди 13 и 16-летних школьников характеризуются природоцентрическим типом экологического сознания, для которого характерно сочетание «положительного воздействия природы на человека» с «положительным воздействием человека на природу». Среди 14-летних и 15-летних школьников подавляющее число характеризуется архаическим типом экологического сознания, что говорит о том, что им свойственно не только испытывать бессилие и страх перед силами природы, но и осознавать невозможность избежать отрицательного воздействия от природных катаклизмов до антропогенных природных катастроф. Согласно результатам данной методики, наиболее адаптированными к экстремальным ситуациям являются 13-летние и 16-летние школьники, которым на момент наводнения было по 11 и 14 лет соответственно. Результаты школьников 14 и 15 лет, которым на момент наводнения было по 12 и 13 лет соответственно, свидетельствуют об их дезадаптации.

По результатам методики обобщенной оценки удовлетворенности жизнью, после наводнения 13-летние школьники продолжают считать, что их жизнь почти идеальна, так как последствия паводка они не восприняли всерьез и не осознали в полной мере. Поэтому, они в больше степени оказались адаптированными к экстремальной ситуации, нежели школьники 14, 15 и 16 лет, которые и сейчас остались недовольны своей жизнью.

С помощью анкеты ретроспективной оценки эмоциональных состояний в экстремальной ситуации было обнаружено, что школьники 13 и 14 лет во время наводнения проявляли интерес и любопытство к происходящему и совсем не испытывали беспомощности и замешательства, неуверенности и безысходности. На школьников 15 и 16 лет наводнение произвело более сильное впечатление, поэтому и сейчас в их воспоминаниях сохраняется чувство тревоги, страха, ужаса, разочарования, печали, а у 15-летних и депрессии в том числе. Таким образом, более адаптированными в данной ситуации следует считать школьников 13 и 14 лет.

По результатам проведенного исследования следует, что более адаптированными к экстремальным ситуациям являются 13-летние школьники. Этому свидетельствует то, что после всех последствий наводнения, школьники данного возраста продолжают положительно воспринимать воздействие природы на человека, считают условия своей жизни превосходными, а свою жизнь почти идеальной и не проявляют большого желания что-либо в ней изменить. Наводнение для них было некой игрой, во время которого они проявляли интерес и любопытство к произошедшему и совсем не испытывали эмоций замешательства, беспомощности и безысходности.

Таким образом, в нашей работе нам удалось показать, что адаптация к экстремальной ситуации у школьников разного возраста различна. Адаптация к экстремальной ситуации у школьников характеризуется рядом особенностей, проявляющихся в эмоциональном реагировании на экстремальную ситуацию, разными проявлениями экологического сознания и удовлетворенности жизнью, при этом наиболее адаптированными к экстремальным ситуациям являются школьники 13 лет, которым на момент наводнения было по 11 лет.

Зная особенности адаптации к экстремальной ситуации у детей разного возраста (в нашем случае это 13, 14, 15 и 16-летние), можно применить эти знания на практике. На школьников, которые оказались менее адаптированными к экстремальным ситуациям, следует обратить более высокое внимание, так как они в большей степени будут испытывать отрицательные эмоции. С ними необходимо проводить достаточно долгую работу, чтобы помочь выйти из того состояния, в котором они могут находиться, а именно состояние тревоги, страха, подавленности, а в некоторых случаях и ужаса. Попытаться успокоить их и снизить уровень тревожности с помощью определенных методов (бесед, упражнений, тренингов). Данную работу также необходимо проводить с теми детьми, которые окажутся более или менее адаптированными к экстремальным ситуациям.

Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям должна быть основана на преимущественном использовании активных методов - дискуссий, тренингов, обучающих игр, анализа реальных ситуаций, практических занятий.

 

Библиографический список

1.      Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. - М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. - 176 с. -ISBN 5-305-00045-9.

2.      Данченко, С.П. Миф о личности безопасного типа / С.П. Данченко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2001. - № 12. - С. 49 - 50.

3.       Короленко, Ц.П Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц.П.  Короленко. - М.: Медицина, 1978. — 272 с.

4.      Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с. - ISBN 5-250-00365-0.

5.      Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005 – 960 с. - ISBN S-699-07805-3.


Возврат к списку


Гость
The website is good, quality and important. It is very useful to us. Really, it is the best of good websites. There is no end to our knowledge.
https://www.goldenslot45.com/
Имя Цитировать
Гость
Очень не хватает интерпретации результатов с точки зрения закономерностей возрастного развития
Имя Цитировать
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 















3.145.86.5
sales@amgpgu.ru manager@amgpgu.ru director@amgpgu.ru alex@amgpgu.ru