ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
В.В. Юракова
ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенности адаптации к экстремальной ситуации подростков. Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью опросника экологического сознания В.И.Панова и др., методики обобщенной оценки удовлетворенностью жизнью Е. Динера, методики ретроспективной оценки эмоциональных состояний в экстремальной ситуации. В исследовании приняло участие 43 респондента (25 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 13 до 16 лет). Исследование показывает, наиболее адаптированными к экстремальным ситуациям являются школьники 13 лет, которым на момент наводнения было по 11 лет. Для них характерны природоцентрический тип экологического сознания, высокая удовлетворенность жизнью, интерес и любопытство во время экстремальной ситуации, низкий уровень беспомощности и замешательства, неуверенности и безысходности.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, наводнение, адаптация, подростки.
Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является формирование и актуализация психологической готовности у населения к достаточно адекватным действиям в экстремальных ситуациях [5].
Сегодня люди больше подготовлены к неожиданностям, чем раньше. Объяснением этому служит то, что человеческая психика не может долго находиться на уровне очень высокого напряжения, поэтому мы, так или иначе, начинаем адаптироваться, стараемся в этой ситуации жить и ощущать, что жизнь продолжается. Люди привыкают к новой реальности, но большинство из них, по-прежнему, не знает, как себя вести в чрезвычайных ситуациях [2].
Лонгитюдные исследования доказывают, что дети достаточно быстро привыкают к такому положению вещей, когда чрезвычайные ситуации не только становятся возможными, но и происходят достаточно часто [5]. Дети в гораздо большей степени осведомлены о правилах безопасного поведения, чем взрослые, и источником этих знаний является, как правило, курс основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) в школах, а также некоторые учебные программы в дополнительном образовании детей. Однако, курс ОБЖ, который читают во всех школах, не всегда справляется с задачей, так как часть преподавателей не достаточно компетентна в этой области [2].
Подростковый возраст - долгий переходный период, в котором происходит не только ряд физических, но и психологических изменений. Независимо от того, какие возникают ситуации, для каждого ребенка свойственны свои индивидуальные особенности адаптации. Самой распространенной реакцией на борьбу с трудностями является стресс, который считается нормой перехода от одних условий к другим. К факторам, влияющим на адаптацию подростков можно отнести: состояние здоровья и уровень развития ребенка, его возраст, уровень тренированности адаптационных возможностей. Во время чрезвычайных и экстремальных ситуаций подростки являются наиболее уязвимыми, так как не обладают эмоциональной и психической устойчивостью, а также не достигли эмоциональной и личностной зрелости. Зная особенности адаптации подростков в результате столкновения с экстремальной ситуацией, можно выстраивать эффективную реабилитационную и профилактическую программу работы с ними.
Над проблемой адаптации в экстремальных условиях работают многие ученые. В научных исследованиях В.В. Антипова [1], Ц.П. Короленко [3], В.И. Лебедева [4] и др. предложено понятие "адаптация к экстремальным ситуациям", которое можно представить в обобщенном виде как процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из экстремальных (неблагоприятных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями.
Целью нашего исследования было изучение особенности адаптации к экстремальной ситуации у школьников разного возраста. В исследовании для сбора материала использовались: опросник экологического сознания, разработанный сотрудниками лаборатории экопсихологии развития В.И.Панова и др., обобщенная оценка удовлетворенностью жизнью на основе методики Е. Динера, ретроспективная оценка эмоциональных состояний в экстремальной ситуации с помощью анкеты, разработанной кафедрой психологии образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно–педагогический государственный университет». Всего в исследовании приняло участие 43 респондента (25 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 13 до 16 лет).
Диагностика экологического сознания школьников 13, 14, 15 и 16 лет по шкале «Экологические угрозы», показала, что подавляющее число среди 13 и 16-летних школьников характеризуются природоцентрическим типом экологического сознания, для которого характерно сочетание «положительного воздействия природы на человека» с «положительным воздействием человека на природу». Среди 14-летних и 15-летних школьников подавляющее число характеризуется архаическим типом экологического сознания, что говорит о том, что им свойственно не только испытывать бессилие и страх перед силами природы, но и осознавать невозможность избежать отрицательного воздействия от природных катаклизмов до антропогенных природных катастроф. Согласно результатам данной методики, наиболее адаптированными к экстремальным ситуациям являются 13-летние и 16-летние школьники, которым на момент наводнения было по 11 и 14 лет соответственно. Результаты школьников 14 и 15 лет, которым на момент наводнения было по 12 и 13 лет соответственно, свидетельствуют об их дезадаптации.
По результатам методики обобщенной оценки удовлетворенности жизнью, после наводнения 13-летние школьники продолжают считать, что их жизнь почти идеальна, так как последствия паводка они не восприняли всерьез и не осознали в полной мере. Поэтому, они в больше степени оказались адаптированными к экстремальной ситуации, нежели школьники 14, 15 и 16 лет, которые и сейчас остались недовольны своей жизнью.
С помощью анкеты ретроспективной оценки эмоциональных состояний в экстремальной ситуации было обнаружено, что школьники 13 и 14 лет во время наводнения проявляли интерес и любопытство к происходящему и совсем не испытывали беспомощности и замешательства, неуверенности и безысходности. На школьников 15 и 16 лет наводнение произвело более сильное впечатление, поэтому и сейчас в их воспоминаниях сохраняется чувство тревоги, страха, ужаса, разочарования, печали, а у 15-летних и депрессии в том числе. Таким образом, более адаптированными в данной ситуации следует считать школьников 13 и 14 лет.
По результатам проведенного исследования следует, что более адаптированными к экстремальным ситуациям являются 13-летние школьники. Этому свидетельствует то, что после всех последствий наводнения, школьники данного возраста продолжают положительно воспринимать воздействие природы на человека, считают условия своей жизни превосходными, а свою жизнь почти идеальной и не проявляют большого желания что-либо в ней изменить. Наводнение для них было некой игрой, во время которого они проявляли интерес и любопытство к произошедшему и совсем не испытывали эмоций замешательства, беспомощности и безысходности.
Таким образом, в нашей работе нам удалось показать, что адаптация к экстремальной ситуации у школьников разного возраста различна. Адаптация к экстремальной ситуации у школьников характеризуется рядом особенностей, проявляющихся в эмоциональном реагировании на экстремальную ситуацию, разными проявлениями экологического сознания и удовлетворенности жизнью, при этом наиболее адаптированными к экстремальным ситуациям являются школьники 13 лет, которым на момент наводнения было по 11 лет.
Зная особенности адаптации к экстремальной ситуации у детей разного возраста (в нашем случае это 13, 14, 15 и 16-летние), можно применить эти знания на практике. На школьников, которые оказались менее адаптированными к экстремальным ситуациям, следует обратить более высокое внимание, так как они в большей степени будут испытывать отрицательные эмоции. С ними необходимо проводить достаточно долгую работу, чтобы помочь выйти из того состояния, в котором они могут находиться, а именно состояние тревоги, страха, подавленности, а в некоторых случаях и ужаса. Попытаться успокоить их и снизить уровень тревожности с помощью определенных методов (бесед, упражнений, тренингов). Данную работу также необходимо проводить с теми детьми, которые окажутся более или менее адаптированными к экстремальным ситуациям.
Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям должна быть основана на преимущественном использовании активных методов - дискуссий, тренингов, обучающих игр, анализа реальных ситуаций, практических занятий.
Библиографический список
1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. - М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. - 176 с. -ISBN 5-305-00045-9.
2. Данченко, С.П. Миф о личности безопасного типа / С.П. Данченко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2001. - № 12. - С. 49 - 50.
3. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц.П. Короленко. - М.: Медицина, 1978. — 272 с.
4. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с. - ISBN 5-250-00365-0.
5. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005 – 960 с. - ISBN S-699-07805-3.
|
The website is good, quality and important. It is very useful to us. Really, it is the best of good websites. There is no end to our knowledge.
|
|
Очень не хватает интерпретации результатов с точки зрения закономерностей возрастного развития
|