РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Е.А. Шишкина
ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация. Основным изменением, происходящим в экстремальной ситуации, является изменение эмоционального состояния человека, оказывающее влияние на его восприятие действительности. Статья посвящена анализу результатов изучения эмоций женщин во время наводнения 2013 года на Дальнем Востоке России. Выборка исследования включала 60 женщин, которым было предложено оценить по десятибалльной шкале эмоции, которые они испытывали во время наводнения. В результате исследования обнаружено, что самой яркими эмоциями для испытуемых оказалась тревога, испуг и страх, относящиеся к группе эмоций негативного прогноза. Помимо них выраженной оказалась эмоция интереса. В меньшей степени женщины испытывали любопытство и удивление. В группе фрустрационных эмоции, наиболее выражена эмоция печали. Эмоции удовлетворения и радости, а также коммуникативные эмоции практически не испытывались женщинами во время наводнения.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, эмоциональное реагирование, половая специфика.
Чрезвычайными ситуациями принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий и других явлений природного или техногенного характера. В психологической литературе описано, что в момент ЧС человек может совершать не свойственные ему поступки, у одних людей появляется чувство не контролируемого страха, желание спрятаться, у других полное оцепенение. В такой ситуации нарушается процесс мышления, частично или полностью угасает контроль сознания над волей и чувствами. Таким образом, основным изменением, происходящим в экстремальной ситуации, является изменение эмоционального состояния человека, оказывающее влияние на его восприятие действительности.
Изучением эмоций в отечественной и зарубежной науке занимались многие ученые, в связи с этим существует большое разнообразие подходов к этому воспросу. Одни считают, что необходимо большее внимания уделять понятиям «возбуждение» и «активация», а категорию «эмоция» можно не учитывать, так как эти понятия не так аморфны, как сфера эмоций. Вторые разделяют точку зрения, что первичная мотивационная система человека образуется эмоциями [2]. Отдельные ученые выражают точку зрения, что поведение человека разрушается и дезорганизуется эмоциями и что они ведут к психосоматическим заболеваниям [5]. Другие же отводят эмоциям положительную роль, как организующие, мотивирующие и подкрепляющие человеческое поведение [1].
А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, выполняющих функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [4].
Вопрос о количестве и видах эмоциональных реакций обсуждается в науке давно. Следует отметить, что существующие классификации довольно многочисленны и разнообразны. Общепринятым считается полярное деление переживаний по знаку, где выделяются положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные эмоциональные переживания [3]. П.В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки [6].
По критерию интенсивности эмоции и чувства можно подразделять на слабые, умеренные и сильные, которые могут переходить друг в друга, меняя свою силу. На современном этапе теоретических исследований эмоциональной сферы выявлено, что эмоциональные реакции и состояния играют не только условно отрицательную, но и положительную роль, поскольку являются необходимым условием активизации всех сил организма для усиленной мышечной, интеллектуальной и других видов деятельности.
Формы проявления эмоций индивида могут быть различными, начиная от кратковременных эмоциональных реакций на ситуативные обстоятельства (собственно эмоции), до стабильных форм личностного эмоционального реагирования на различные объекты и ситуации (эмоциональные свойства личности) [7].
Эмоциональные реакции и состояния являются наиболее динамичными формами проявления эмоций, а, следовательно, могут считаться гибкими индикаторами изменений, которые возникают в организме под влиянием средовых воздействий, условий деятельности, позволяют быстро настроиться на ту или иную деятельность.
Практическое исследование изучения эмоций женщин и их взаимосвязей с образами реальности в контексте экстремальной ситуации проводилось нами на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета и работающих педагогов МДоУ г. Комсомольска-на-Амуре с участием 60 женщин.
Для выявления эмоциональных реакций был использован метод прямого опроса который позволил выявить ретроспективные оценки эмоционального состояния у женщин. Людям предложили оценить по десятибалльной шкале эмоции, которые они испытывали во время наводнения (0 - эмоция отсутствует; 10 - эмоция ярко выражена). Испытуемым для оценки были предложены эмоции в алфавитном порядке, однако в процессе анализа мы объединили их в группы в соответствии с классификацией Е.П. Ильина [2].
Результаты исследования эмоционального состояния взрослого населения, предоставлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения выраженности эмоций разных групп
Группы эмоций |
Эмоциональные реакции |
Средние значения |
Эмоции негативного прогноза |
тревога |
6,43 |
испуг |
5,85 | |
страх |
5,23 | |
ужас |
4,87 | |
замешательство |
4,85 | |
растерянность |
4,55 | |
озабоченность |
4,47 | |
отчаяние |
3,37 | |
беспомощность |
3,12 | |
неуверенность |
3,03 | |
Интеллектуальные эмоции |
интерес |
5,17 |
любопытство |
4,67 | |
удивление |
4,45 | |
Эмоции удовлетворения и радости |
облегчение |
0,63 |
благополучие |
0,45 | |
радость |
0,20 | |
Фрустрационные эмоции
|
печаль |
4,50 |
горе |
3,73 | |
безысходность |
3,69 | |
разочарование |
3,43 | |
депрессия |
3,08 | |
гнев |
2,15 | |
опустошенность |
1,93 | |
Коммуникативные эмоции |
отвращение |
0,77 |
стыд |
0,73 | |
презрение |
0,65 | |
вина |
0,52 |
Наиболее яркие эмоции у населения в момент наводнения, относились к группе эмоций негативного прогноза.
Самой яркой эмоцией для всех групп испытуемых оказалась тревога (6,43), в момент наводнения все группы населения в максимальной степени испытывали чувство тревоги, озабоченности, неуверенности в завтрашнем дне. Люди испытывали эмоциональное переживание, за которым стоит ожидание негативных событий.
Чуть менее выраженная реакция по шкале испуг (5,85). Испуг - это рефлексивная реакция населения на опасную ситуацию, которая запускает механизм страха, агрессии, паники и т.д., и становится причиной эмоций негативного прогноза.
Яркой эмоцией для всех групп испытуемых также оказался страх (5,23), отражающий защитную реакцию человека, при переживании ими опасности для здоровья и благополучия. Подобные эмоциональные реакции возникают в экстремальной ситуации, в связи с опасениями за свою жизнь и жизнь окружающих.
В небольшой степени в момент ЧС была выражена эмоция ужаса (4,87), опрошенные испытывали состояние неконтролируемого страха, ожидая повышения уровня воды. Взрослое население незначительно испытывало замешательство (4,85), характеризующееся беспокойством и слабым осознанием серьезности надвигающихся сложностей от ЧС. В той же степени люди испытывали и состояние растерянности (4,55), находились в состоянии некого ступора, не осознавали, что им делать в момент стихийного бедствия. По шкале озабоченность (4,47), у испытуемых лишь в небольшой степени наблюдалось беспокойная озадаченность, ожидания будущего.
Что касается группы интеллектуальных эмоций, то среди них наиболее выраженной являлся интерес (5,17), эмоциональное состояние заинтересованности, повышенное внимание к проблеме возникновения и угрозы ЧС. В меньшей степени женщины испытывали любопытство (4,67), проявляя желание быть в курсе событий, удовлетворяя потребность в новой информации. Опрошенное население в небольшой степени испытывали кратковременную, быстро проходящую реакцию удивление (4,45) на стремительный подъем воды. В группе фрустрационных эмоции, наиболее выражена эмоция печали (4,50), возникающая при отсутствии удовлетворения.
Эмоции удовлетворения и радости, а также коммуникативные эмоции практически не испытывались женщинами во время наводнения.
Таким образом, исследование показало, что большинство женщин в момент наводнения, случившегося в 2013 году на Дальнем Востоке, наиболее ярко испытывали эмоции негативного прогноза (страх, испуг и ужас). На втором месте оказалась группы интеллектуальные эмоции, (интерес и любопытство).
Негативное воздействие ударов стихии на людей различается в зависимости от многих параметров. Оно зависит от степени материального благосостояния людей - менее социально защищенные слои населения испытывают более сильное и длительное негативное воздействие в силу своей повышенной психологической уязвимости. Женщины являются одной из наиболее уязвимых групп в экстремальной ситуации, что связано с испытываемыми ими интенсивными эмоциями.
Библиографический список
1. Изард, К.С. Психология эмоций / К.С. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 467 с.
2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
3. Калинникова, М. В. Качеств о экологического сознания населения современной России: прикладной аспект / М.В. Калинникова // Известия Саратовского университета. - 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2. - С. 29 - 31.
4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971.
5. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ, 1983. - 166 с.
6. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В.Симонов. - М.: Наука, 1970. - 141 с.
7. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. - М.: Институт прикладной психологии, 2001. - 512 с.
|
На сайте
|
|
Не понятна роль испытуемых в событиях наводнения.
|