СНИЖЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Л. В. Трикоз
И. В. Багиянц
Украинский государственный университет железнодорожного транспорта
Харьков, Украина
Аннотация. Железнодорожный транспорт работает круглосуточно и круглогодично при разнообразных метеорологических условиях, некоторые из которых особенно проблематичны для достижения результативности в железнодорожных перевозках. Метеорологические условия могут повлиять на транспортную инфраструктуру, а также безопасное перемещение пассажиров и грузов. Для реализации цепочки поставок все службы принимают необходимые меры, чтобы поезда прибывали в пункт назначения по графику или с минимальным отклонением от графика.
Невозможно положиться на погодные условия и их изменения, а также исключить их влияние на железнодорожный транспорт, однако возможно направить усилия для обеспечения того, чтобы железнодорожные системы были минимально восприимчивы к воздействию погодных условий. Предложен способ повышения диэлектрических свойств верхнего строения пути за счет нанесения на поверхность зерен балласта веществ, на поверхности которых не образуется пленка воды. Это предполагает надежность технического оборудования для выполнения технологического процесса станции, горочных комплексов и перегонов и обеспечения безопасности движения.
Ключевые слова: метеорологические условия, безопасность движения поездов, надёжность технических средств, верхнее строение пути.
Высокопроизводительная и безаварийная поездная и маневровая работа – результат выработанных на основе многолетнего эксплуатационного опыта подразделений железнодорожного транспорта основных положений и порядка работы на железной дороге работников железнодорожного транспорта, норм содержания важнейших сооружений, устройств и железнодорожного подвижного состава, чётко отработанной системы организации движения поездов и производства маневровой работы. К сожалению, происходят случаи нарушения условий обеспечения безопасности движения, приводящие к сходам, столкновениям железнодорожного подвижного состава, иногда с тяжёлыми последствиями и даже с человеческими жертвами. Это может происходить из-за несоблюдения правил технической эксплуатации по причинам слабых знаний, недисциплинированности и халатности отдельных работников, недостаточного контроля и требовательности руководителей. Однако имеются и ряд других причин нарушения условий обеспечения безопасности движения, которые ослабляют конкурентноспособность железнодорожного транспорта, среди которых выделим основные.
1. Старение верхнего строения пути на перегонах и станциях:
1) балластного слоя (щебень, асбест, песок);
2) шпал (железобетонных, деревянных);
3) рельсов;
4) изолирующих стыков.
2. Погодные изменения:
1) изменение влажности воздуха – метели, снежные заносы, туман, осадки, сильные ливни, шквалы, град, иней;
2) повышение или понижение температуры окружающей среды;
3) перемещение и перемешивание воздуха, обусловленное сильными ветрами [1].
3. Помехи от:
1) обратного тягового тока линий электропередач;
2) электрических установок предприятий;
3) смежных рельсовых линий [2].
4. Потери грузов (уголь, руда, минеральные удобрения и др.) при перевозке, приводящие к засолению и засорению верхнего строения пути [3].
5. Динамические нагрузки от подвижного состава, ухудшающие изоляционные свойства крепежных деталей и шпал (особенно железобетонных), что приводит к увеличению тока утечки через шпалы и балласт [4, 5].
6. Аномальные явления и процессы, приносящие вред не только железнодорожному транспорту:
1) гигантские провалы в земле, разрушающие здания и сооружения железнодорожного транспорта;
2) опускание земли и уход воды;
3) пологие и отвесные оползни;
4) просадочные явления грунтов под сооружениями [6].
7. Проявление человеческого фактора:
1) общее состояние здоровья, профессиональные заболевания;
2) полноценный отдых пред сменой.
Существенное влияние на обеспечение безопасности движения поездов оказывает надёжность технических средств железных дорог, исправное их содержание, соблюдение сроков и технологии ремонта. Отказы в работе технических средств, которые приводят к задержкам пассажирских и грузовых поездов, возникают и при возникновении одной или взаимодействии нескольких причин между собой, что и поднимает на первый план качество работы при взаимодействии всех служб для обеспечения безопасности движения.
Метеорологические условия могут отрицательно повлиять на безопасность движения поездов, мобильность и экономическую эффективность. Особое внимание привлекают аномальные явления, такие как стихийные бедствия, засухи, катастрофические наводнения, лавины и другие. Порой они поражают хозяйства целых стран и нередко сопровождаются человеческими жертвами [7]. Однако, немаловажные потери отрасли железнодорожного транспорта наносят менее грозные, но зато более частые явления природы — гололёд, заморозки, туман, метели, снежные заносы, сильные ливни, грозы, град, шквалы, пыльные бури.
Целью статьи является выявить влияние метеорологических изменений на технические показатели при дальнейшем нарушении условий обеспечения безопасности движения путем возникновения перебоев в технологическом процессе станции, горочных комплексов и перегонов, что и приводит к существенным экономическим потерям. В данной статье предлагается рассмотреть предложения по снижению влияния метеорологических изменений, повышения надёжности технических средств, обеспечения выполнения технологического процесса работы железнодорожного транспорта путем повышения надежности работы рельсовых цепей и уменьшения влияния на них осадков.
Диспетчерский аппарат (дежурные по станции и отделению, маневровые и поездные диспетчера и т.д.) принимает необходимые меры, чтобы поезда прибывали в пункт назначения по графику или с минимальным отклонением от графика. На рисунке 1 схематически изображена цепочка передачи информации от машиниста к работникам движения, участвующих в процессе перевозки. Не меньшее значение в обеспечении безопасности имеет деятельность локомотивной службы, работников дистанции пути, дистанции сигнализации и связи. От их профессиональной подготовленности, опыта, способности быстро ориентироваться и принимать правильные решения в сложных ситуациях зависит не только четкая реализация, но, главное, безопасность и надежность всего перевозочного процесса.
Рис. 1. Цепочка передачи информации от локомотивных бригад к работникам движения, участвующих в перевозках и маневровых перемещения
Необратимые факторы, в частности метеорологические условия, в совокупности с ранее перечисленными причинами могут причинить сбой в обеспечении безопасности движения поездов на дороге [8]. В таком случае устанавливается единый порядок действий при неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки. Работники движения, служб пути, сигнализации и связи в первую очередь принимают меры по ликвидации или уменьшению последствий. Однако в большинстве случаев существует возможность избежать негативных последствий путем предопределения взаимосвязи между влажностью воздуха, температурой окружающей среды, степенью загрязненности балласта, действия токов утечки и номенклатурой грузов, перевозимых по участкам.
Для обеспечения нормального состояния и размеров балластной призмы Инструкция [9] предусматривает два раза в год проводить обследование с определением процента загрязненности балластного слоя. Для щебня процент загрязненности определяется как процент массы частиц с размерами менее нижней границы фракции (25 мм). Количество загрязнителей в этом случае определяют просеиванием через сито с соответствующими отверстиями. Таким способом предоставляется информация только о механических загрязнениях и не обеспечивается достоверность оценки состояния балластного слоя. Для повышения степени информативности в [10] приведены данные о геофизических способах определения загрязненности – использования эффекта Холла или георадиолокационное обследование балластного слоя, позволяющие определять загрязненность, влажность и толщину балластного слоя, а также геометрические параметры балластных углублений в режиме реального времени, по диэлектрической проницаемости и коэффициенту затухания электромагнитного излучения.
Адгезионное налипание загрязнителей на поверхности зерен щебня, которые не отделяются приведенными способами, представляют особый интерес. При положительных температурах окружающего воздуха загрязнители прилипают к зернам щебня, а при отрицательных - примерзают к ним [11]. Смерзаемость обусловлена фазовым превращением влаги сыпучего вещества в лед, цементирующий кусочки этого вещества.
Балластный слой должен иметь хорошую водопроницаемость для свободной фильтрации воды, поскольку как налипание, так и смерзаемость загрязнителей ухудшают дренажные свойства.
После проведенных ранее экспериментов была установлена зависимость проводимости и электросопротивления балластного щебня от изменения влажности и температуры окружающей среды [12]. Уменьшение его электросопротивления может вызвать сигнал «ложной занятости» пути при фактически свободном. Оценка изменения электросопротивления и проводимости производилась следующим образом:
1. Зерна щебня предварительно были покрыты следующими веществами – канифольно-глицериновой смесью, канифольным флюсом, лаковым покрытием, силиконом, акриловой грунтовкой, битумом и битумной мастикой с целью электрохимической изоляции.
2. Затем щебень помещали в различные удобрения, такие как калий белый, селитра, калий серый и нитроаммофоска для воссоздания естественных условий просыпания сыпучих грузов. Затем измерялось электросопротивление раствора, полученного погружением щебня в дистиллированную воду. Чем больше оставалось загрязнений на поверхности щебня, тем более насыщенным оказывался раствор, тем меньшим было его сопротивление прохождению электрического тока.
На рисунке 2 приведены зависимости электросопротивления растворов щебня с различными покрытиями. Для всех видов удобрений наиболее подходящим оказалось канифольное покрытие без глицерина.
Рис. 2. Зависимость электросопротивления от вида покрытия щебня для предотвращения прилипания и примерзания
Также пригодным для использования является и силиконовое покрытие. Такое покрытие может быть предложено для обработки чистого щебня перед его укладкой в путь во время ремонтов для продления сроков эксплуатации балластного слоя. Гидрофобность указанных покрытий предотвращает прилипание и примерзания загрязнителей и, следовательно, не снижает электросопротивление рельсовой цепи, что важно для правильной работы систем сигнализации не зависимо от метеорологических условий.
Таким образом, оценив электросопротивление полученных растворов, можно выбрать наилучшее покрытие по величине наибольшего электросопротивления. Экспериментально доказано, что покрытие балластного щебня органическими веществами влияет на величину его электрической проводимости. Наибольший эффект снижения удельной электрической проводимости наблюдался для покрытия на основе канифольно-глицериновой смеси и силикона. Снижение смачиваемости делает щебень верхнего строения пути менее «метеозависимым» от количества осадков, что повышает надежность работы рельсовых цепей, исключает возможную «ложную занятость» и случаи экстренного торможения, что благотворно влияет на работоспособность работников железнодорожного транспорта, а также на производительность всей железной дороги в целом.
Библиографический список
1. Методы и средства повышения безопасности и устойчивости функционирования железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях Пономарёв, Валентин Михайлович: Дисс…к.т.н. – 05.26.02. Москва: 2011. – 416 с.
2. Мороз В.П. Непрерывные путевые датчики систем железнодорожной автоматики и телемеханики для участков с пониженным сопротивлением изоляции: Дисс…к.т.н. – 05.22.08. Харьков: ХИИТ, 1996. – 156 с.
3. Постановление государственного комитета СССР по материально-техническому снабжению N 64 от 19.10.89 «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов продукции производственно-технического назначения при перевозках железнодорожным транспортом».
4. Котляренко Н.Ф. Об улучшении электроизоляционных свойств железобетонных шпал / Н.Ф. Котляренко, В.П. Жох // Труды ХИИТа «Железобетонные шпалы». – 1968. №101. – С. 44 – 51.
5. Старосельский А.А. Повышение долговечности железобетонных конструкций электрифицированного транспорта. / А.А. Старосельский, А.П. Сивцов, И.Б. Дмитриев // Харьков: ХИИГХ. – 1989. – С. 75.
6. Трикоз Л.В. Теория избыточных электрических зарядов и разработка способов сохранения устойчивости материалов и конструкций при их наличии: автореф. дис. ... д-ра техн. наук : 05.23.05 / Л. В. Трикоз; Укр. гос. акад. железн. трансп. - Харьков, 2015. - 44 c.
7. Влияние природно – климатических факторов на социально – экономические и производственные системы: монография / В.Е. Ходаков, Н.А. Соколова, С.Г. Чёрный. – Гринь Д.С., 2012 – 354 с.
8. Mills, B. Climate Change and Transportation: Potential Interactions and Impacts [Электронный ресурс] / B. Mills, J. Andrey. The Potential Impacts of Climate Change on Transportation, р. 1 – 12. – Режим доступа: http://climate.dot.gov/documents/workshop1002/mills.pdf – Название с экрана. – Проверенно : 28.06.2016.
9. Інструкція з улаштування та утримання колії залізниць України [Текст]: ЦП-0269: затв. Укрзалізницею 01.03.2012. – К., 2012. – 456 с.
10. Морозов А. В. Скоростная георадиолокационная диагностика балластного слоя железнодорожного пути: дис ... к-та техн. наук : 05.22.06 / А. В. Морозов; Рост. гос. ун-т путей сообщ.- Ростов-на-Дону, 2011.- 148 с.
11. Дунаевская М.П. Разработка и обоснование эффективных средств защиты емкостей транспортного и перегрузочного оборудования от прилипания и примерзания горной массы дис. ... к-та техн. наук : 05.05.06 / М. П. Дунаевская; Институт горного дела им. А.А. Скочинского -Москва, 1984. - 252c.
12. Трикоз Л. В. Дослідження питомої електричної провідності баластного щебеню при перевезенні мінеральних добрив залізничним транспортом / Л. В. Трикоз, І. В. Багіянц // Вісник ХПІ "Нові рішення в сучасних технологіях" – 2015 №62(1171) . - С.35 – 39.
![]() |
Compre uma carta de condução neste site, gaste muito menos do que o habitual e espere menos de 7 dias. Para tal, basta inserir neste formulário as categorias de carta de condução pretendidas e outras informações necessárias, o que contribuirá significativamente para os nossos procedimentos e design de documentos. Somos especializados na prestação de serviços relacionados com a obtenção de carta de condução. O nosso objetivo é facilitar o processo de obtenção deste importante documento para os clientes, oferecendo soluções rápidas e fiáveis. A nossa equipa é formada por especialistas experientes que estão prontos para o ajudar em todas as etapas. Graças a métodos inovadores ea uma abordagem profissional, conquistámos a confiança de muitos clientes. Cuidamos para que cada um dos nossos clientes receba todo o apoio e satisfação com os nossos serviços. Convidamo-lo a cooperar ea familiarizar-se com a nossa offera.
|
![]() |
Tražite li vozačku dozvolu online, buy pravu vozačku dozvolu online? Došli ste na pravu stranicu sa svojim pretraživanjem. Jedan smo od najčešće registriranih davatelja vozačkih dozvola. Prepoznatljivi smo po marljivom radu i zadovoljnim kupcima. Želite li biti jedan od kupaca koji su koristili naše usluge i preporučiti nas drugim kupcima? Kupite pravu vozačku dozvolu online i osjetit ćete razliku. Kao pravi proizvođači vozačkih dozvola, naši kupci nam odaju sve priznanje. Ovdje ćete pronaći sve željene kategorije vozačkih dozvola. Sve podatke bilježimo u našem sustavu baze podataka vozačkih dozvola. Kada se vozačka dozvola provjerava čitačem podataka. Kupite vozačku dozvolu.
|
![]() | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
![]() |
koupit řidičský průkaz legálně, koupit řidičský průkaz b online, koupit zákonný řidičský průkaz, řidičský průkaz koupit v češtině, kde vyřídit řidičský průkaz praha, Koupit řidičský průkaz cena online, Kde se dá koupit řidičský průkaz online, koupit řidičský průkaz online 2025, koupit řidičský průkaz v České republice, koupit řidičský průkaz bez zkoušek, koupit řidičský průkaz
koupit řidičský průkaz [/url] acheter permis moto belgique [/url] Köpa körkort, Drömmer du om att ta körkort, men vet inte var du ska börja? Den här sidan är för dig! detaljer om dig själv som kommer att matas in i systemet. Allt är så enkelt. Att ha ett körkort öppnar upp många nya möjligheter för dig, inklusive att starta vilket jobb som helst som innebär att använda bil. Det låter dig inte bara röra dig fritt i ett fordon, utan ger dig också självständighet och komfort när du reser. Därför är det värt att veta exakt alla steg du behöver ta för att få detta körkort. Droomt u ervan om een rijbewijs te halen, maar weet u niet waar u moet beginnen? Dan bent u hier aan het juiste adres! Hier is een gids over hoe u een rijbewijs kunt halen en het hele proces legaal en probleemloos kunt doorlopen. Het enige dat u hoeft te doen, is wat persoonlijke informatie te verstrekken, die vervolgens in het systeem wordt ingevoerd. Zo eenvoudig is het. Een rijbewijs opent veel nieuwe mogelijkheden, waaronder het nastreven van een carrière waarvoor u een auto nodig hebt. Het stelt u niet alleen in staat om vrij te rijden, maar biedt u ook onafhankelijkheid en comfort tijdens het reizen. Daarom is het belangrijk om alle stappen te kennen die betrokken zijn bij het behalen van dit rijbewijs. Rijbewijs Kopen[/url] Träumen Sie vom Führerschein, wissen aber nicht, wo Sie anfangen sollen? Dann sind Sie hier genau richtig! Hier finden Sie eine Anleitung, wie Sie einen Führerschein erwerben und das gesamte Verfahren legal und problemlos durchlaufen. Sie müssen lediglich einige Angaben zu Ihrer Person machen, die dann in das System eingegeben werden. So einfach ist das. Ein Führerschein eröffnet Ihnen viele neue Möglichkeiten, einschließlich der Ausübung eines Berufs, bei dem Sie ein Auto benutzen. Er ermöglicht Ihnen nicht nur freie Fahrt, sondern bietet Ihnen auch Unabhängigkeit und Komfort beim Reisen. Deshalb ist es wichtig, alle Schritte zum Erwerb dieses Führerscheins genau zu kennen. Führerschein kaufen ohne prüfung [/url] |