ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАВОДНЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ)
Е.Г. Гостевская
КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической,
медицинской и социально помощи»,
сектор ЭПП в г.Комсомольске-на-Амуре
г.Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация: В статье представлен опыт оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях на примере работы педагогов-психологов сектора экстренной психологической помощи в городе Комсомольске-на-Амуре, как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме чрезвычайной ситуации. Описаны этапы и методы оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним, представлен перечень эффективных техник и методик, используемых на разных этапах кризисной интервенции. Даны рекомендации по организации оказания экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в экстремальных ситуациях, с опорой на опыт работы в режиме ЧС во время наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году.
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, психологическая помощь несовершеннолетним в кризисных ситуациях, психотравма, методы оказания экстренной психологической помощи детям
Рост числа кризисных и экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в мире за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Все чаще не только взрослые, но и дети попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками.
Под экстренной психологической помощью (далее ЭПП) понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации [ЦЭПП МЧС РФ, 11]. Основными целями кризисного вмешательства являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования [ 16].
Анализируя труды в области психологии кризисов Л.С. Выготского, К.А. Абульхановой-Славской, Ф.Е. Василюка, А.Н. Моховикова, Л.А. Пергаменщика, Л.Б. Шнейдер и др., можно сделать вывод о том, что кризисные ситуации зачастую вызывают изменения в системе ценностных ориентаций, жизненного смысла, а также о том, что кризис имеет трансформирующую функцию, так как он ставит человека перед необходимостью поиска, обретения новых, соответствующих ситуации способов взаимодействия с социальным окружением, миром [1; 9; 17]
Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания ЭПП населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога. Кроме того, на сегодня актуальны вопросы определения ЭПП, смыслового отделения специфики её содержания, цели и методов от других видов психологической помощи.
Л.В. Миллер предлагает в качестве критериев разграничения модели ЭПП от других видов психологической помощи использовать следующие компоненты[ 9 ]:
- понимание цели экстренной психологической помощи (ЭПП).
- межведомственное взаимодействие.
- функции и внутригрупповое взаимодействие специалистов службы ЭПП.
- контингент (лица, которым оказывается ЭПП).
- место деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь.
- сферы воздействия, проблемы, с которыми работают психологи, оказывающие ЭПП.
- длительность и частота контакта психолога с клиентом.
- методы, используемые специалистом.
- этапы оказания ЭПП.
Организация оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам в КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» сотрудниками сектора ЭПП в городе Комсомольске-на-Амуре, строится согласно вышеуказанным критериям. Рассмотрим некоторые аспекты оказания психологической помощи несовершеннолетним из опыта работы сектора ЭПП.
Понимание цели экстренной психологической помощи (ЭПП)
Цель работы сектора ЭПП в г.Комсомольске-на-Амуре – оказание экстренной психологической помощи несовершеннолетним, членам их семей, а также субъектам образовательного процесса, пострадавшим в результате кризисного или чрезвычайного события.
Межведомственное взаимодействие
Психологи сектора ЭПП ежедневно выезжают по запросу следователей Следственного управления Следственного комитета РФ на следственные мероприятия с участием несовершеннолетних, оказывают психологическую помощь подросткам и их родителям в случае риска суицидального поведения, подключаются в качестве резерва специалистов к работе психологов ГО и МЧС в ситуациях ЧС (опыт работы по ликвидации психологических последствий наводнения в 2013г. в г.Комсомольске-на-Амуре, ДТП на трассе г.Комсомольск- г.Хабаровск в 2015г. и т.п.)
Функции и внутригрупповое взаимодействие специалистов сектора ЭПП
Основной функцией является экстренное реагирование и оказание психологической помощи несовершеннолетним в кризисных ситуациях (признанных в законном порядке потерпевшими, ставшими свидетелями тяжкого преступления, совершившими попытку суицида, склонными к уходам из дома, находящимся в остроконфликтных отношениях и т.д.).
Дополнительными функциями являются: психологическая профилактика виктимного поведения у детей и подростков, психологическое просвещение специалистов образовательных учреждений и родителей (законных представителей), а также профилактика эмоционального выгорания психологов сектора (проведение балинтовских групп, супервизий, дебрифинга и т.п.).
Контингент (лица, которым оказывается ЭПП)
В режиме повседневной деятельности психологическая помощь оказывается по запросу СУ СК РФ несовершеннолетним участникам следственных мероприятий и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации (конфликт, суицидальный риск, буллинг и т.п.)
Практика показывает, что, как правило, ЭПП в кризисных ситуациях необходима не только несовершеннолетним, но и их родителям. За время работы сектора ЭПП в г.Комсомольске-на-Амуре (с августа 2013 г. по август 2016г.), оказана психологическая помощь более, чем 700 несовершеннолетним, а также их родителям.
Место деятельности специалистов, оказывающих ЭПП
В порядке экстренного реагирования психологи выезжают по запросу следователей на указанные места проведения следственных мероприятий. В случае экстренного обращения родителей или педагогов консультации проводятся стационарно в секторе ЭПП. С целью дальнейшего психологического сопровождения дети и подростки, участвовавшие в следственных мероприятиях, а также их родители приглашаются на стационарные консультации.
В режиме ЧС психологическая помощь оказывается непосредственно на месте пребывания пострадавших (сопровождение похорон, работа психологов на пунктах временного размещения, в случае возникновения кризисных ситуаций в образовательных учреждениях – в общежитии или учебном корпусе и т.д.)
Сферы воздействия, проблемы, с которыми работают психологи, оказывающие ЭПП
Психическая травма — переживания, вызванные тяжелым травматическим событием, травмирующим психику. Наиболее уязвимыми в данном случае являются дети, так как их психика находится в процессе развития и последствия травмирующих событий могут оставить неизгладимый след на всю дальнейшую жизнь. [ 3 ]. Психологическая помощь в первые часы и дни после психотравмирующего события может снизить развитие посттравматического расстройства, психосоматических нарушений [ 6; 7; 8, 9;11; 12;13].
Поэтому сразу после психотравмы основной задачей психологической помощи пострадавшим детям и подросткам является экспресс-коррекция острой симптоматики, препятствующей нормальному функционированию ребенка:
- восстановление нормального сна и питания (что создает благоприятные условия для восстановления ЦНС);
- обеспечение нормального уровня общей активности и ее упорядочивание;
- преодоление острых фобий, депрессивных состояний, острой тревоги, флэшбэк-эффектов, реактивной агрессивности;
- коррекция грубых нарушений общения [12].
Снижение эмоционального дискомфорта на ранних этапах возникновения психотравмы важна не только само по себе, но и как профилактическая мера, снижающая риск последующего развития посттравматического стрессового расстройства. Установлено, что при отсутствии специальной профилактической работы это расстройство в ряде случаев проявляется у 70% детей и подростков, переживших тяжелую психотравму [12; 3].
На примере работы с детьми семей, пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке в 2013г., обеспечение нормального уровня активности и ее упорядочивание проводилось, главным образом, посредством организации занятости в соответствии с возрастными потребностями детей. В каждом пункте временного размещения была организована игровая комната, которая разделялась на функциональные зоны: зона сюжетно-ролевой игры (куклы, машины, кукольная мебель и посуда, мягкие игрушки, «магазин», «больница» и т.д.), зона конструктивной деятельности (конструкторы, кубики, пирамиды, пазлы) и зону художественной деятельности и арттерапии (кисти, краски, раскраски с изображениями любимых персонажами из мультфильмов, пластилин, бумага цветная, бумага белая, бумага газетная, клей, ножницы, мелки, карандаши).
Использование в работе с детьми и взрослыми арттерапевтического подхода (с детьми -- создание и анализ продуктов деятельности, с подростками и взрослыми – эмоциональное отреагирование негативных состояний посредством работы с метафорическими ассоциативными картами) позволило адресно, оперативно и экологично решать задачи экстренной психологической помощи.
Длительность и частота контакта психолога с клиентом
Работа психологов сектора ЭПП в г.Комсомольске-на-Амуре в обычном режиме ориентирована, большей частью, на первичный период: во время события и ближайший период после него и носит кратковременный характер. Однако, бывают исключения: например, случаи внутрисемейного сексуального насилия над детьми дошкольного и младшего школьного возраста, когда ребенку систематически оказывается психологическая помощь в течение двух лет и более.
Работу психологов в режиме ЧС, как показал пример длительной экстремальной ситуации, сложившейся в г. Комсомольске-на-Амуре в ходе наводнения 2013 г., желательно строить на принципе достаточности, краткосрочности и целесообразности помощи.
Следует отметить, что комплексная, в том числе психологическая помощь пострадавшим от наводнения 2013 г., имела свои не только положительные, но и отрицательные стороны. У многих пострадавших сформировалась рентная установка, иждивенческая позиция. Ее следствием стали пассивность и фиксация патологических симптомов по механизму их «условной выгоды». Необходимо помнить, что оказание психологической помощи детям призвано не «инвалидизировать» родителей, а мобилизировать внутриличностные и внутрисемейные ресурсы пострадавших.
Методы, используемые специалистом
По фактору времени, прошедшего с момента трагического события методы, используемые для оказания психологической помощи детям, пережившим психотравмирующие события, условно можно разделить на группы: 1) во время события и в ближайшее время после него (работа с первичными дезадаптивными реакциями на событие); 2) на отдаленных этапах (работа с травмой) [ 9 ].
По фактору цели, учитывая специфику целевой группы работы сектора ЭПП в г.Комсомольске-на-Амуре, (большинство из них участники следственных мероприятий) можно выделить
1) методы и методики оценки степени психотравмированности ребенка / подростка и мониторинга его актуального эмоционального состояния (включенное наблюдение, модификация восьмицветового теста М. Люшера, автор Л.Н. Собчик, тест «Нарисуй историю» (модификация рисуночного теста Р.Сильвер, автор А.И.Копытин), рисуночный тест Вартегг, проективная методика «Звёзды и волны» (автор Урсула Аве-Лаллемант), методика диагностики выраженности негативных эмоциональных состояний ребенка по методу sandplay (Е.В. Ратникова, А.В. Гаврик), методика диагностики выраженности негативных состояний ребенка С.В. Велиевой «Паровозик» и др.);
2) методы и методики оценки ресурсов ребенка (внутриличностных, семейных, социальных) на реабилитацию (диагностическое интервью, метод структурированной оценки рисков и возможностей на ресоциализацию (ОРВ), автор С.С. Шипшин, кинетический рисунок семьи (авторы Бернс Р. С, Кауфман С. X.), методика «Семейная социограмма» (автор И.М. Никольская, В.В. Пушина), методика «Серийные рисунки» (автор И.М. Никольская) и т.д.);
3) методы способствующие нормализации реакций, возникающих в ответ на тяжелые события (психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка, кризисная интервенция, в том числе с использованием сказкотерапевтических, арттерапевтических и трансформационных техник, метафорических ассоциативных карт, техники активного слушания, техники актуализации индивидуальных внутриличностных ресурсов, техники шкалирования состояний);
4) методы психологической коррекции возникших в процессе переживания травмы посттравматических расстройств (ПТСР, фобий, реактивной депрессии, психосоматических нарушений, потери смысла жизни и т.д.). К данной группе относятся: техники формирования навыков совладания с элементами поведенческой репетиции, игровая терапия, песочная терапия с элементами игры и драматизации, куклотерапия, глинотерапия, маскатерапия, использование метафор, историй, сказок, кататимно-имагинативный подход и символдрама и др.
Этапы оказания ЭПП
С учетом наработок в данной области, а также отражения нашего опыта, можно выделить следующие этапы оказания ЭПП:
I. Подготовительный этап. На этом этапе необходимо собрать необходимую для психологов информацию о ситуации, сложившейся в результате чрезвычайной и других форм экстремальной, кризисной ситуации. Большое значение на этом этапе уделяется анализу положения дел, прогнозу (по возможности) и планированию действий, распределению функций между членами бригады, определению графика работы.
II. Выявление людей, которым необходима психологическая помощь (группы риска) и установление контакта с ними. Например, по запросу следователя СУ СК РФ, планировался допрос несовершеннолетнего свидетеля покушения на убийство. При более детальным знакомстве с материалами дела и ребенком, выясняется, что мальчик около года наблюдал драки между матерью и отчимом, а в итоге стал жертвой шантажа со стороны отчима (отчим требовал у мальчика отдать ценности, иначе намеревался сбросить мать с балкона). Таким образом, несмотря на формальный юридический статус свидетеля, психологически ребенок может являться явным потерпевшим и нуждаться в пролонгированной психологической помощи.
III. Непосредственное оказание экстренной психологической помощи пострадавшим. Экстренная психологическая помощь оказывается в период, максимально приближенный к травматическому событию [5; 7; 9; 11; 12 ].
Большое значение в работе психолога экстренной психологической службы имеет совместный поиск ресурсов для совладания с проблемной, кризисной ситуацией. Ресурсы могут быть как внешние, так и внутренние. Если в качестве внешних ресурсов для ребенка могут выступить близкие люди, другие нематериальные и материальные ресурсы, то в качестве внутренних, - осознание своих умений, успеха в прошлом, воспоминания о радостных событиях, увлечениях, либо же овладение новыми необходимыми навыками, включение в ведущую деятельность в соответствии с возрастом.
IV. Завершение работы. О возможности завершения работы по оказанию ЭПП свидетельствует восстановление функционального состояния личности, появление ресурсов для совладания с проблемой. Для определения момента завершения работы психологи сектора ЭПП в г.Комсомольске-на-Амуре проводят мониторинг эмоционального состояния ребенка, отслеживая динамику и отсутствие как агрессивных так и депрессивных тенденций в психике ребенка.
V. Анализ процесса и результатов деятельности. Составление отчета. Анализ деятельности осуществляется как в процессе оказания помощи, так и после ее окончания. На каждого ребенка заводится карта психологического сопровождения, где записываются все психологические встречи, результаты мониторинга состояния и т.д. По итогам специалист, курирующий случай, пишет краткое заключение о снятии ребенка с учёта. Как в процессе, так и по итогам работы анализируются допущенные ошибки и меры, дающие позитивный результат.
VI. Восстановительный этап. Заключается в необходимости полноценного отдыха после работы, в обсуждении и подведении итогов работы, супервизии сложных случаев, проведении дебрифинга или балинтовских групп.
Заключение
В работе по ликвидации психологических последствий наводнения 2013 года особое значение приобрело соблюдение на практике принципа единства диагностики и коррекции. Наиболее эффективными оказались такие методы и методики, которые 1). позволяют как детям так и взрослым в краткие сроки отреагировать негативные эмоции на внеречевом материале, 2) позволяют не только корректировать и снижать интенсивность негативных эмоциональных состояний, но и одновременно проводить мониторинг динамики состояния ребенка (наблюдение за игрой и деятельностью, работа с метафорическими ассоциативными картами, глинотерапия, рисуночные методики, песочная терапия и т.п.)
Следует понимать, что на восстановление после тяжелых травматических событий требуется время и в последующем самостоятельная работа человека с травмой в форме переживания представляет естественный динамический процесс. Важно отметить, что для восстановления и закрепления нормального состояния и функционирования детей необходима специальная работа с ближайшим окружением ребенка - в первую очередь, с родителями и педагогами [3; 6; 7; 9; 12; 16; 18].. В случаях оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним основной ресурс на достижение положительной динамики – грамотное, корректное и заинтересованное в реабилитации ребенка поведение родителей.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1991.
2. Арт-терапия жертв насилия / Сост. А.И.Копытин. – М.: Психотерапия, 2009. – 144 с.: ил.
3. Банников Г.С. Особенности оказания медико-психологической помощи несовершеннолетним, пережившим травматическое событие // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 174 / 2015г.
4. Василюк. Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.
5. Вострокнутов Н.В., Зубова Е.А., Романов А.А. Оценка психического состояния несовершеннолетних, пострадавших при межнациональных (военных) конфликтах. // Актуальные проблемы пограничной психиатрии. СПб.: ВМА, 1998.
6. А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии".— СПб., Речь, 2010. –256 с.
7. И.Г. Малкина-Пых Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. Эксмо; Москва; 2006. 960 с.
8. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
9. Миллер Л. В. Модель экстренной психологической помощи // Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: Сборник статей. М., 2011. С. 21–54. 122
10. Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. –СПб.: Речь, 2010.—223 с.
11. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / [Т.Н. Гуренкова, И.Н.Елисеева, Т.Ю.Кузнецова, О.Л. и др.]: Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл; Академия, 2009.
12. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, В.А. Морозов // Московский психотерапевтический журнал, 2006, №1.
13. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб., 2006. 479 с.
14. Рубцов В. В. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4) июль — сентябрь. С. 112–116.
15. Решетников М. М. Психическая травма: Монография. М., 2006. С. 332.
16. Федунина Н. Ю. Экстренная психологическая помощь: законы жанра // Московский психотерапевтический журнал (теоретико-аналитическое издание). Специальный выпуск: экстренная психологическая помощь. М., 2006. № 4 (51). С. 6–25.
17. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.08.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.)
18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М., 2005.