ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЕННОГО СТРЕССА
Ю.Е. Арпентьев
Фирма «CORT»,
Кишинев, Молдова
М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Калуга, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблемам реабилитации военного (посттравматического стресса) и психологической безопасности, ее обеспечения в работе и реабилитации военнослужащих и сотрудников спецподразделений, а также жертв терактов и войн и близких сотрудников. Анализируются аспекты, помогающие сделать психологически безопасной и оптимизировать реабилитацию посттравматических нарушений у военнослужащих.
Ключевые слова: военный стресс, психологическая безопасность, защищенность, переговоры, симптомы, посттравматическое стрессовое расстройство.
Данные многочисленных обследований военнослужащих и сотрудников МЧС, СОБР и т.д. различными по ориентациям, методологическим принципам и методикам (технологиям) изучения позволяют констатировать, что экстремальная ситуация не является для большинства из служащих сверхзначимой в том смысле, что она оценивается и переживается как повседневная, не затрагивает базовых структур личности. С другой стороны, сами эти базовые структуры подвергаются так или иначе существенной трансформации: как на этапе подготовки, так и на этапе освоения деятельности, и, кроме того, на этапах столкновения с интенсивными стрессами, создающими или сопровождающими деформации профессиональной деятельности, возникающими и протекающими по тем или иным причинам (таким как столкновение с предательством и сутяжничеством, мародерством, насилием над беззащитными людьми со стороны «своих», такими как нравственно некорректные боевые задания или приказы, такими как добровольные суициды жертв терактов и социальных репрессий, опыт плена и синдром заложников (концлагерей), опыт длительного интенсивного насилия, разрушающего все защитные, в том числе нравственные механизмы человека т.д.)
По-видимому, видимая «стойкость» к экстремальным условиям объясняется тем, что хотя негативные психические состояния всегда присутствуют в профессиональной деятельности военнослужащих и сотрудников МЧС и иных спецструктур, однако, они характеризуются быстрым процессом протекания и восстановления, не затрагивая нравственных основ жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Это может быть связано со сформированными в ходе профессиональной деятельности устойчивыми моделями поведения, приобретенным индивидуальным опытом преодоления кризисных ситуаций и выработанной системой самоуправления. С другой стороны, это может быть связано и с общим средне-низким уровнем развития саморефлексии военнослужащих и сотрудников СОБР, экстернальным характером локуса ответственности и интерпретации происходящего, и, в конечном счете, низким уровнем психологической культуры работников. В результате специалисты отмечают более высокую интенсивность физиологического и психологического старения, профессионального выгорания и деформаций.
В целом, уровень психологической подготовки у военнослужащих, телохранителей, работников внутренней безопасности и т.д. в России и странах ближнего зарубежья к реализации экстремальной деятельности в настоящее время достаточно низок, а проблемы реабилитации часто остаются частными проблемами самого военнослужащего и его семьи. При этом в области психологической подготовки практически не наблюдается никаких выраженных изменений и серьезных, интегративных, научных исследований.
С точки зрения зарубежных исследователей, можно рассмотреть проблему профилактики нарушений и реабилитации военнослужащих и сотрудников спецподразделений можно в контексте проблем обеспечения психологической и иной безопасности. В понятие «психология безопасности человека» входят также более высокие категории, связанные с ориентацией на человека как высшую ценность в существующем мире, как меру уровня технологии, культуры и просвещения, в том числе в рамках его соотношения с материальным, утилитарным техническому прогрессу. В психологическом плане это означает повышение чувствительности общества к общему страданию и боли, к персональной и межиндивидуальной ответственности за последствия своих действий, своей необразованности и глухоты к тем, кем управляют и кто составляет основание пирамиды благополучия всех. Безопасная деятельность является результатом не столько противодействия человека опасностям, сколько проявлением его возможностей не порождать своей деятельностью эти опасности. Поэтому важным компонентом направленной на сохранение и восстановление состояний безопасности работы с военнослужащими является тренинг и психологическое консультирование военнослужащих и сотрудников спецподразделений, в том числе в процессе дебрифинга и т.д. . Осознание необходимости специальных программ и мероприятий психологической реабилитации людей, переживших психотравмирующие условия военной службы непосредственно в боевой обстановке в различных «горячих точках» в настоящее время становится реальностью для значительного количества сограждан и государства. Однако, современный уровень отношений в нашем обществе в силу экономического кризиса и социальной нестабильности создает среду, которая сама по себе является не менее травмирующей для психики вернувшихся с войны людей, чем ситуация войны и боевых действий. В условиях отсутствия общественной признательности за честно выполненный профессиональный долг, за готовность жертвовать жизнью ради его выполнения, проблема посттравматических стрессовых реакций и расстройств не имеет необходимой социальной среды для успешного разрешения, все более усугубляясь.
Вместе с тем, общепризнанно, что люди, возвращающиеся с войны, с операций по ликвидации последствий аварий и иных ЧС, кроме психологических проблем, вызванных психогенными условиями боевой деятельности, имеют определенные особенности, которые существенно отличают их от всех остальных. Это совершенно иная система нравственных ценностей, другой уровень духовного развития, при котором обостряются интуитивные ощущения неискренности отношений, фальши, корыстных устремлений по отношению к ним, как бы они не маскировались. Особо негативно ими воспринимается так называемая «помощь», за которой стоят чисто прагматические интересы тех, кто эту помощь предлагает.
Много исследований посвящено вопросам реадаптации людей, участвовавших в военных действия к миру «нормальных людей» и «нормальных отношений». «Боевые рефлексы» не кажутся чем-то необычным, пока человек находится в районе военных действий. Но возвращаясь домой, он попадает в такую среду, где подобные рефлексы производят, по меньшей мере, странное впечатление. Тысячу раз, прямо и косвенно, множеством различных способов человеку указывают, что пора прекратить вести себя как на войне. Но никто так и не может объяснить ветерану, каким образом это сделать. Многие же продолжают жить войной, ЧС. Одним из распространенных способов «возвращения» становится работа в других спецподразделениях, однако, несмотря на то, что прошедшие через «мясорубку» настоящей войны, получили колоссальную психологическую закалку и опыт, лишь немногие смогли переработать этот опыт и готовы, имея его, трудится в других сферах, связанных с экстремальными условиями. У многих опыт ЧС или военный опыт приводит к алкоголизму, наркомании, неврозам, депрессии. У некоторых просто «едет крыша», развиваются различные психопатологические состояния.
Для тех немногих, кому повезло, дом и семья становятся местом, где их ждет любовь, где они чувствуют себя в безопасности и могут спокойно осмыслить пережитое, обсудить его с близкими. Такая атмосфера позволяет проанализировать свои ощущения, а затем внутренне принять свой опыт и примириться с прошлым, чтобы двигаться по жизни дальше. Выходя из среды, порождающей одни психологические проблемы, связанные с угрозой для жизни, кровопролитием и другими реалиями войны, человек сталкивается с не менее серьезными проблемами его ненужности в обществе, проблемами трудоустройства, поиска достойного места в этой жизни, непонимания его другими людьми и т.д. И именно в этих условиях основным психореабилитирующим фактором становятся самые близкие ему люди, родители, жены, настоящие друзья, а правильнее будет сказать, - те особые отношения, которые должны и могут складываться между этими людьми. К сожалению, такой счастливый сценарий не очень характерен для большинства. По рассказам многих ветеранов, возвращение домой было не менее, а то и более тяжелым, чем военные переживания: не с кем было поговорить по душам, нигде не чувствовалось полной безопасности, и легче было подавлять в эмоции, чем позволить им вырваться наружу, с риском потерять контроль. В такой ситуации психическое напряжение долгое время не находит себе выхода. Несмотря на то, что в силу близости родственных и других человеческих связей уже предполагается изначальная способность близких взять на себя функции психотерапевта для искалеченной войной души очень часто на самом деле происходит обратное. Кроме того, что родители и близкие воевавших людей сами нуждаются в психологической помощи и психореабилитации посттравматических нарушений, есть целый ряд существенных моментов, по которым семья и близкие люди не в состоянии реализовать тот потенциал психологической помощи, которыми они не только обладают, но и должны его в полной мере задействовать. Эти моменты являются продуктами серьезного нарушения отношений в семье, когда истинная любовь к другому человеку подменяется собственными устремлениями и потребностями .
Вместе с тем, боевая обстановка характеризуется сильным, разноплановым психотравмирующим воздействием, способным вызвать, по данным отечественных исследователей, выраженный посттравматический стресс у порядка пятой части ветеранов войны и почти половины спасателей. При этом психологические последствия участия в войне или ликвидации последствий террористического акта или ЧС зависят от характера военной травмы (наличия ранения, специфики войны). В отношениях с близкими, бывшими сотрудниками и консультантами травматический опыт и переживание воссоздается, чтобы поделится с адресатом (реальным или символическим) и изменить что-либо – в себе или адресате. Одна из наиболее частых причин стрессовой реакции связана с трудностями в общении. В современном мире люди часто вынуждены принимать или отдавать сообщения, содержащие неточную информацию, информацию или полное отсутствие информации. Длительное пребывание в обстановке, полной опасностей и непрерывной борьбы за выживание, формирует у человека привычку скрывать от собеседника информацию не только в экстремальных условиях, когда от этого зависит жизнь, но и в обычной житейской ситуации. Такого рода привычка часто сопровождает стрессовые реакции, так как есть неразрывная связь между отсутствием ясной информации и появлением чувства страха.
Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика ищут способ привыкнуть к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса: привыкание к неординарным ситуациям и обстоятельствам и отвыкание от «нормальных». Его симптомы, которые в комплексе выглядят как психическое отклонение, на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом. В этой ситуации при посттравматическом стрессе наблюдаются следующие клинические симптомы [2; 3; 24; 30; 33]: взрывная, агрессивная реакция, ярость и вина выжившего, бессонница и сны наяву - галлюцинации, депрессия и /или апатия как недовольство собой и миром, невозможностью что-то , злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами, мысли и попытки самоубийства, нарушения когнитивных функций, немотивированная бдительность и пребывание в «сверхалертном состоянии, страхи и притупленность переживаний, «анестезия» чувств.
Последние симптомы, проявления психического оцепенения ответственны еще за два стремления пережившего травму, связанных с подозрением окружающих в неискренности и с поиском смысла. Переживший травму стремится вновь ощутить себя живым и, в то же время, в определенном смысле препятствует этому. Конфликты развиваются вокруг собственной слабости и отношений опеки и заботы, которые требуются человеку для возрождения. Человек чувствует свою уязвимость, чувствует, что нуждается в особом отношении, но обижается, когда ему предлагают помощь, воспринимая это как напоминание о его слабости. Любая такая помощь вероятнее всего будет воспринята как неискренняя: не только потому, что ассоциируется со слабостью, но и потому, что любые человеческие взаимоотношения представляются ненадежными. Существовавшие у человека связи с другими людьми слишком легко оказались разорваны, и, восстанавливаясь, человек опасается обмана в обещаниях защиты и помощи. Он отвергает предложения любви и помощи. Частично это сопротивление межличностным контактам связано с тем, что человек затронут смертью, как бы несет на себе психический знак уничтоженности. Будучи уничтоженным и «убитым», человек начинает ощущать себя частью самого небытия и разрушения, идентифицироваться со смертью и распадом, начинает жить в царстве смерти. Все это, в свою очередь, усиливается страхами других перед «клеймом смерти» пережившего травму, который начинает ассоциироваться для них с образами убийства и умирания: если подпустишь такого человека слишком близко, это может быть опасным для «обычного здорового человека». То есть ассоциации с опытом пережившего травму могут активировать у других людей скрытый страх смерти.
Даже если переживший травматическую ситуацию не был близок к смерти, он нуждается в освобождении от привязанности к своей собственной внутренней смерти. Ни в том, ни в другом случае это освобождение не означает полного отделения, это скорее формирование представления, сохраняющего подлинность по отношению к переживанию смерти других или собственной внутренней смерти, подлинность в том смысле, что человек сохраняет память о пережитом, его последствиях, включая мучительную правду о себе, которая должна быть воссоздана. Наиболее существенно для результата здесь то, как человек обходится со своими чувствами вины и самоосуждения.
Картина психического состояния и поведения человека, которая получила название «синдром посттравматического стресса», описывает определенный способ существования в этом мире. Идея «социальной адаптации» предполагает, что получивший психическую травму человек должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой сограждан. Под «основной массой» подразумевается большинство граждан страны, которые придерживаются сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет. Однако «социальная адаптация» вряд ли поможет человеку, проводящему время в экстремальных условиях, вернуть душевный покой и радость жизни. Такой подход может внушить человеку, что для выздоровления он должен изменять свое поведение, чтобы стать как все, «нормальным», а значит, перестать действовать, думать и чувствовать по-своему, «не как все». Фактически, этот подход предлагает лечить симптомы заболевания, а не его причину, и целью такого лечения должно быть не здоровье, а соответствие общепринятым нормам поведения. Истинное же физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни [1; 2; 3; 37]. Другим отрицательным следствием такого подхода будет то, что поверившие в него пациенты, не сумев заставить себя действовать, думать и чувствовать так, как «принято» в нашем обществе, придут в отчаяние и потеряют веру в выздоровление. В действительности же на пути к истинному, а не иллюзорному исцелению, не столь важно вести себя «как все», но зато очень важно быть предельно честным с самим собой, оценивая то, что происходит в жизни в настоящий момент. Если сегодня на обстоятельства жизни большое влияние оказывают волнующие воспоминания, поведение, образ мыслей и чувств, пришедшие в наследство из прошлого, очень важно честно признать их существование, даже если кому-то это покажется «ненормальным». Постепенно узнавая, каким образом «травмирующие события» повлияли на вашу жизнь, вы одновременно придете к пониманию того, что исцеление – процесс глубоко личностный и охватывает почти все сферы вашей жизни, а значит не может сводиться к одной лишь «социальной адаптации». «Социально-адаптационный» подход к проблемам людей, побывавших за гранью нормального человеческого опыта, удерживает в рамках тех стандартов ценностей, которые присущи обычной, далекой от опасности жизни. Правильные действия требуют нарушения искусственных границ, которые мы сами поставили: болезненные явления, порожденные экстремальной ситуацией, следует лечить нестандартными методами, выйдя за пределы искусственной схемы «социальной адаптации» [9; 10; 11; 14; 15; 17; 31; 32; 33; 38; 40]. Самое важное, что следует знать о посттравматическом стрессе это то, что даже после долгих лет смятения, страха и депрессии, можно вновь обрести жизненное равновесие, если поставить перед собой такую цель и настойчиво идти к ней. Первый шаг на пути излечения – признать наличие симптомов посттравматического стресса. Приняв реальность своей жизни со всем, что в ней есть хорошего и плохого, человек сможет задать себе следующий вопрос (отвечать на него пока необязательно): «В силах ли я что-то изменить?» [17; 21; 26; 31; 32; 33; 38]. Научившись распознавать последствия пережитых экстремальных обстоятельств, люди понимают, что они вполне нормальны, что болезненные явления – естественный результат тяжелых событий в прошлом и настоящем. Такое понимание приводит к внутреннему принятию того, что произошло в жизни, и к примирению с самим собой [19; 21; 25; 26; 29]. Исцеление именно и состоит в том, чтобы примириться с самим собой, увидеть себя таким, как есть на самом деле и, внося изменения в свою жизнь, действовать не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней. Это и есть истинная задача исцеления. Исцеление – это открытие новых возможностей и перспектив, овладение искусством жить так, чтобы в душе царил покой.
Процесс исцеления, кроме всего прочего, конечно, предполагает изменение поведения. С другой стороны, если истинная причина отклонений связана с прошлыми переживаниями и в основе нездоровых поступков лежит подсознательная потребность заглушить душевную боль, тогда само по себе изменение поведения не принесет желаемого результата. Согласно же установкам «социальной адаптации», путь к здоровью лежит только лишь в отказе от неправильных поступков, а следовательно, и главная цель лечения – помочь человеку вести себя иначе.
Важно, что на войне, при ликвидации последствий ЧС и в иных экстремальных ситуациях всегда случаются не только тяжелые, травмирующие события, но и такие, в которых укрепляются силы, мужество, уверенность в себе и любовь, веру в Бога, терпение и мудрость. Встреча со смертельной опасностью, победа над страхом, взаимная поддержка в тяжелых условиях – во всех этих испытаниях закалялся характер. Большинство «нормальных» людей не прошли этой суровой школы и не познали на собственном опыте такую проверку перед лицом опасности. Они бояться взглянуть в глаза реальности и отказываются «слышать колокол», пока он не зазвонит уже по ним самим. У большинства ветеранов, пытающихся адаптироваться, приучить себя к «нормальному» поведению, главные трудности возникают из-за того, что им в качестве помощи часто предлагают попросту забыть прошлое, так или иначе – отстроиться от него. А это часто означает, что из памяти будут выброшены не только уродливые образы войны, но также уроки благородства, дисциплины, чести и мужества, будет выброшена важная часть жизни. Такой путь не ведет к целостности и не позволяет развиваться, преобразовывая трагические и сложные ситуации жизни в уроки мудрости, осознания, воли, чести и т.д..
Многие исследователи отмечаются в качестве важного момента помощи «преобразующую силу чувствовать себя в безопасности» («feeling safe»). В нейрофизиологической теории «блуждающих нервов» (polyvagal theory), основанной на идее о том, что выбор поведения и психологический опыт диктуются «физиологическим состоянием», отмечается, что в состоянии стресса нервная система может «саботировать» способность человека понимать происходящее, соотносить факты, явления. Нервная система оценивает риски и безопасность в окружающей среде автоматически и все время. Ощущение безопасности является, поэтому, относительным и зависит от состояния нервной системы [39].
В процессе помощи нужно не столько интенсивно втягивать клиента в преобразование его смыслов и жизнедеятельности сами по себе, сколько создавать атмосферу безопасности. Деятельность «обезболивает» переживание, человек какое-то время не чувствует стресс, однако, это, по мнению Ст. Поргеса, не снимает стресс и его последствия. Он полагает, что люди используют деятельность и других людей, чтобы регулировать собственные психические состояния: быть человеком означает так или иначе зависеть от другого человека. Однако, в процессе развития человек создает себе безопасные условия, создавая границы своего жизненного пространства, конфиденциальность, которая дает возможность не быть сверхбдительным и принять участие в жизненных процессах, требующих, как преобразующее взаимодействие, «безопасных» сред. Эта потребность в безопасности в настоящее время активно эксплуатируется в консультировании и обществе в целом, ради реализации стремления к защищенности клиент может приходить к консультанту снова и снова, двигаясь, вместе с консультантом, «по кругу» [39]. Чтобы этого не происходило, помимо консультанта, человеку нужно опираться на свою семьи и самого себя: сознавая себя устанавливающим границы хотя бы межличностной безопасности. Если человек ощущает что не может контролировать ничего, он разрушается. Но если у него есть хотя бы «что-то», он живет. Жестокий пример этого явления демонсьтрируют попавшие в тюрьмы. К сожалению, среди бывших военнослужащих, прошедших «горячие точки» и не получивших своевременной поддержки специалиста, общества и государства, их не мало. Попав в тюрьму человек не имеет ничего своего, кроме тела. Именно с телом он и начинает «экспериментировать». И чем жестче репрессии и травля, которым он подвергается в силу «условии содержания» и особенностей окружения, тем необычнее и экстремальнее такие издевательства. Парадоксально, но именно в них человек находит равновесие: уровновешивая тотальное чужое насилие над своей жизнью тотальным собственным насилием над своими телом. Другой вариант – распространен менее, но хорошо описан: «смирительная рубашка» жизни побуждает человека искать жизнь не снаружи, где она отнята и нет надежды вернуть хотя бы что-то, но внутри. И так – изнутри самого себя, в духовных поисках, находит и новый мир. Насколько он иллюзорен, вопрос скорее внешней реабилитации: душа человека моет успокоиться и тем, что обыватель сочтет иллюзией. Поэтому тюремные сновидческие «гонки», отражающие страдания людей и попытки с ними справится, имеют вполне реабилитационный смысл. И хотя в российских тюрьмах страданий намного больше, чем смысла, в рамках других культур и стран возможность преобразований, хотя и вне и вопреки «пенитенциарных усилий» сотрудников служб исполнения наказаний продемонстрирована отчетливо. Усилие, требуемое чтобы выжить и развиваться в российских тюрьмах, подчас запредельно для человека, но, будучи совершенным, оно преображает его жизнь, вплоть до «чудес» освобождения. Если же государство подключается к этому процессу, хотя бы немного поддерживая заключенных и их семьи, эффект преображения приобретает устойчивый и интенсивный характер.
Важно понять, что обычно сны и «гонки» (сны наяву) – это хроника известных или желаемых человеком событий, напоминание, что он один, сам может начать «мирные переговоры» с собой и миром, а также попытка начать эти переговоры [3]. Необходимо попробовать раскрыть скрытый смысл сновидений и воспользоваться найденными разгадками как вехами на пути к исцелению.
По мере самоизучения , внутренних диалогов с собой и восстановления диалога с миром, человек понимает, что существуют и другие, более эффективные методы преодоления стрессов в военной и мирной жизни, учится жить продуктивно «вопреки» и «несмотря на» тяжелые обстоятельства, принимая их как жизненный вызов, урок и шанс измениться, стать человечнее. Он получил уникальный опыт, не свойственный другим людям, а значит, его нужно переработать и научить окружающих справляться с подобными и иными трудностями жизни, сохраняя веру, надежду, любовь к сущему.
При травме войны, теракта или катастрофы обычно оказывается разрушенным, во многом дезинтегрированным основание (субстрат) идентичности человека. В обычных условиях этот субстрат содержит множество неосознаваемых представлений, которые складываются в единое целое «повседневной жизни»: чувство предсказуемости, определенности, ощущение того, что можно ожидать от жизни (умение и знание того, как «читать жизнь»), понимание того, что «согласно общечеловеческим ценностям мы являемся людьми, и что эти ценности определяют то, как люди строят свое взаимодействие. Все вместе, эти представления формируют это основание, на основе которого человек строит различные компоненты своей идентичности, кажущиеся ему наиболее реальными. Но именно эти аспекты и подвергаются испытанию в опыте преобразования и переживания травмирующих ситуаций. Перед специалистом, работающим с жертвами, стоит задача создать условия для работы в области осознания человеком структуры его представлений и их реконструкции, чтобы тем самым, открыть возможность выйти из состояния, в котором они пребывают, помочь «ре-авторизировать» свою жизнь. Здесь часто приводится здесь параллель со взглядами исследователей феномена «культурного шока». Чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, но следует обратить внимание и на его позитивную сторону хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития и личностного роста.
Согласно упрощенным установкам «социальной адаптации», путь к здоровью лежит через отказ от неправильных поступков, и, следовательно, главная цель лечения — помочь человеку вести себя иначе. Однако, речь не только о поведении, но о ценностях, об ином отношении к себе и миру. Важно, что на войне, в ситуациях терактов и т.д. случаются не только тяжелые, травмирующие события, но и такие, в которых укрепляют силы, мужество, уверенность в себе и любовь, веру в Бога, терпение и мудрость. Встреча со смертельной опасностью, угрозой потери жизни и близких, потери статуса и достижений, победа над страхом и изменение иерархии ценностей, взаимная поддержка в тяжелых условиях - во всех этих испытаниях закалялся характер. Большинство «нормальных» людей не прошли этой суровой школы и не познали на собственном опыте такую проверку перед лицом опасности. Они боятся взглянуть в глаза реальности и отказываются «слышать колокол», пока он не зазвонит по ним самим. У большинства переживших войны и террористические акты, пытающихся «просто» адаптироваться, приучить себя к «нормальному» поведению, главные трудности возникают из-за того, что им в качестве помощи часто предлагают забыть прошлое, так или иначе – отстроиться от него. Это обычно предполагает, что из памяти будут выброшены не только уродливые образы войны, но также уроки благородства, дисциплины, чести и мужества, будет выброшена важная часть жизни. Такой путь не ведет к целостности и не позволяет развиваться, преобразовывая трагические и сложные ситуации жизни в уроки мудрости, осознания, воли, чести и т.д.. По мере изучения травмирующего опыта и изучения самого себя, человек понимает, что существуют и другие, более эффективные методы преодоления стрессов в военной и мирной жизни, учится жить продуктивно «вопреки» и «несмотря на» тяжелые обстоятельства, принимая их как жизненный вызов, урок и шанс измениться, стать человечнее.
Исцеляющее отношение к себе и миру требует нарушений искусственных границ, которые люди поставили сами себе: болезненные явления, порожденные экстремальной ситуацией, следует лечить нестандартными методами, выйдя за пределы искусственной схемы «социальной адаптации». Первый шаг на пути излечения – признать наличие симптомов посттравматического стресса и , в том числе стресса военного или стресса заложников, связанных с ними деформаций, типа «стокгольмского синдрома» . Научившись распознавать последствия пережитых экстремальных обстоятельств, можно осознать, что происходящее вполне естественно и в этом смысле, вполне нормально: болезненные явления - естественный результат тяжелых событий в прошлом и настоящем. Такое понимание приводит к внутреннему принятию того, что произошло в жизни, и к примирению с самим собой. Исцеление на психологическом уровне именно и состоит в том, чтобы примириться с самим собой, увидеть себя таким, как есть на самом деле и, внося изменения в свою жизнь, действовать не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней. Это и есть истинная задача исцеления. Исцеление — это открытие новых возможностей и перспектив, овладение искусством жить так, чтобы в душе царил покой. Процесс исцеления, кроме всего прочего, конечно, предполагает изменение поведения. С другой стороны, если истинная причина отклонений связана с прошлыми переживаниями и в основе нездоровых поступков лежит подсознательная потребность заглушить душевную боль, тогда просто изменение поведения не принесет желаемого результата. Нужно изменение мировоззрения, ценностей человека.
Помочь человеку пережить экстремальную ситуацию – основная задача психологической поддержки. В работе с жертвами террористических актов и катастроф становится особенно очевидным, что психологическое консультирование является, прежде всего, практикой духовного взаимодействия психосоциального работника с клиентом. Психологическая помощь жертвам террористических актов предполагает осознание того, что огромную роль в понимании и продуктивном переживании происходящего, в процессе совладания с жизненными трудностями играют духовно-нравственные ценности познающего субъекта. Понимание и есть осознание ценностей, постижение внутренней необходимости человека или явления, факта – осмысление и принятие собственного опыта. Особенно выпукло важность освоения и принятия индивидуального опыта выступает в ситуациях, связанных с переживанием событий различных экологических и техногенных катастроф. В ситуации катастрофы переживший ее человек очень часто остается практически один на один с опытом, не имеющим какого-либо оформленного прошлого. Рядом иногда просто нет человека, который обладал бы опытом выживания в таких ситуациях. Особенно сильно негативное воздействие сказывается, как известно на молодых людях: не имеющих значительного опыта разрешения жизненных трудностей. И наоборот, наличие большого и разнообразного жизненного опыта, принятие случившегося «именно со мной» как факта (а не наказания за какой-либо «нехороший», сделанный в предшествующей катастрофе жизни фактор), развернутое осмысление травматического опыта помогают человеку выжить. Таким образом, перед психотерапевтом или психологом - консультантом, работающим с этой категорией клиентов, стоит вполне ясная задача: помочь клиенту осмыслить травматический опыт переживания социального бедствия, сформировать у клиента устойчивое осознание себя не как «безвинной» или «виноватой» жертвы, но как человека, «сумевшего выжить» в трудных условиях. С одной стороны, важно, чтобы клиент смог осознать значение данного ему опыта как некоего «экзистенциального послания» или жизненного «вызова». С другой стороны, весьма существенным для повышения эффективности оказываемой помощи, является осознание клиентом того, что стать таким, каким он был раньше, для него, как и для всех остальных людей, прошедших через тяжелое психологическое потрясение не удастся. Любая попытка вернуться в прошлое скажется на процессе реабилитации скорее негативно. Однако измениться – не значит стать «хуже» или «слабее». «Негативным» опыт остается до тех пор, пока он не осмыслен.
Тщательная проработка жизненного опыта - одно из основных условий всякого личностного развития вообще: львиная доля жизненного опыта человека состоит из переживания именного в разной степени «неприятных» моментов. Освоение такого рода ситуаций обычно заканчивается их значительной смысловой трансформацией: позитивным переоформлением или, по крайней мере, принятием как факта, ведущим к изменениям человеческой личности.
Следующий важный момент – осмысление и разработка сценариев и жизненных целей жизни человека после катастрофы. Этот аспект тесно связан с предыдущими. Продуктивное переосмысление травматического опыта предполагает существенное изменение временного ракурса его анализа: переориентация с поиска объективно несуществующих внутренних причин (прошлого) на построение моделей будущего – с «Почему?» на «Зачем?»
Второй момент, отмечаемый очень многими исследователями, работающими в рамках каждого из этих направлений, – существенное, качественное отличие приобретаемого в ходе катастрофических ситуаций и событий, террористических актов, жизненного опыта. Этот опыт выходит за рамки обыденного и потому является потенциально креативным и/или, напротив, разрушающим привычные шаблоны и мировосприятия и жизнедеятельности субъекта. Этот опыт требует особого ценностного отношения, которое часто невозможно непосредственно перенести и соединить с нормами и опытом обыденной жизни. Люди, пережившие травматический опыт весьма часто требуют особой сензитивности со стороны консультанта, они ощущают непонятость со стороны других людей, что связано с переживанием «внутренней изуродованности» (disfigured on the inside). С этим переживанием связаны и самореализующиеся прогнозы непонятости, отчужденности: «Ведь другие не могут увидеть их психологические шрамы». У пострадавших часто как будто «нет слов», чтобы описать свой опыт, они испытывают беспомощность в попытках сообщить о своих переживаниях «здесь-и-теперь», демонстрируя поведение, типичное для алекситимического. Естественно, как и в случае с алекситимией - невозможность выразить свои переживания вербально, обсудить их и получить на них полноценный ответ – приводят к развитию состояний изоляции, блокированию процессов переработки травматического опыта и заболеваниям..
Именно поэтому может быть групповая психотерапия, наряду с индивидуальной, эффективна с клиентами, перенесшими сильные травмы, например, с жертвами масштабных ЧС, терактов, с бывшими военнопленными и беженцами из «горячих точек». Групповой процесс отличается особой динамикой, в которой участники на первых порах часто игнорируют и отвергают консультантов (как и не столкнувшихся с войной и травмами войны других людей), воспринимая их как «не способных понять, что они пережили». На них нередко переносят схему отношений «тюремщик — включенный» и т.д.. Все это требует особой эмпатичности, культурной и общечеловеческой толерантности психотерапевта. Группа обеспечивает моделирование новых отношений, создает «микрокосм», в котором клиент может заново научиться продуктивно взаимодействовать с другими людьми, убрать иллюзию уникальности переживаний и состояния клиента, получить поддержку от группы, что особенно продуктивно, если группа функционирует и за пределами психотерапии. Группа предоставляет возможность развернуто и полно разделить травматический опыт - в безопасной среде, среди людей, понимающих суть происходящего и переживших аналогичный опыт. Это дает возможность понять коллективный характер травмы и, понять и переоценить свой собственный опыт.
Библиографический список
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов / Л.А. Александрова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 334 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3-17.
3. Арпентьева М.Р. Проблемы социально-психологической помощи жертвам террора и катастроф / М.Р. Арпентьева. – Калуга, КГУ, 2016. – 450с.
4. Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни / Х.Б. Ахмедова // Вопросы психологии. – 2004. – №3. – С.102.
5. Байчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого / К.К. Байчинская // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука,1990. – С.71-81.
6. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЭНАК,2003 . – 352с.
7. Вайсс Дж. Как работает психотерапия (процесс и техника) / Дж.Вайсс. – М.: НФ «Класс», 1998. – 240с.
8. Василюк Ф.Е. Пережить горе / Ф.Е. Василюк // Диалог. 1990. – № 16.-С. 103-108.
9. Вдовина И.В. Посттравматические стрессовые расстройства военнослужащих и их реабилитация / И.В. Вдовина // Социальный конфликт. 2001. – №1. – С. 3-26.
10. Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1997. № 1. С. 102-109.
11. Волосников А. Психологическое сопровождение сотрудников спецподраздений ФСБ / А. Волосников, B.C. Мухина // Развитие личности. – 1999. – №1. – С. 87-104.
12. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2002.-496 с.
13. Зеленов М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане / М.Е. Зеленов и др. // Психологический журнал. 1997. – Т. 18. – №2. – С. 34-47.
14. Зелянина А.Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы: дисс. ... канд. психол. наук / А.Н. Зелянина. – М.: ИП РАН, 2013. – 138 с.
15. Зориктуева А. Вл. Государственная политика в области защиты ветеранов боевых действий : отечественный и зарубежный опыт. Дисс. ... канд. полит. Н. / А. Вл. Зориктуева. – Улан-Удэ, БГУ, 2011. – 146 с.
16. Кадыров Р.В. Влияние боевых действий на личностные особенности профессиональных военнослужащих: автореф. дисс. канд. психол. наук / Р.В. Кадыров. – М., 2005. – 24с.
17. Калмыкова Е.С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е.С. Калмыкова и др. // Психологический журнал. 2001. – Т. 22. – № 4. – С. 70-80.
18. Караяни А.Г. Психологическая реабилитация инвалидов войны/ А.Г. Караяни и др. // Психологическая реабилитация участников боевых действий. – М.: ВУ, 2003. – С. 11-19.
19. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А.И. Красило. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 96 с.
20. Краснянский А.Н., Морозов П.В. Посттравматические стрессовые расстройства у ветеранов Афганской войны / А.Н. Краснянский, П.В. Морозов // Российский медицинский журнал. – 1995. – №4. – С. 32.
21. Кучер A.A. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при посттравматическом стрессовом расстройстве / A.A. Кучер. – Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2002. – 107 с.
22. Литвинцев C.B. и др. Боевая психическая травма: руководство для врачей. – М.: Медицина, 2006. 368 с.
23. Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник МГУ. Серия психология. – 1996. – № 4.-С. 26-35.
24. Мастенбрук В. Переговоры / В.Мастенбрук. – Калуга: КАиС, 1993. – 160с.
25. Нечипоренко В.В. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны / Нечипоренко В.В. и др. // Медицинская реабилитация раненых и больных. СПб., 1997. – С. 50-56.
26. Никонов В.П. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов / В.П. Никонов // Рос. медиц. ж. 1996. – Т.4.-С. 704-709.
27. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура / В.Ф. Пирожков. – Тверь: Приз, 1994. – 320с.
28. Родионов A.B. Особенности стрессовых состояний сотрудников специальных подразделений и основных средств управления стрессом / A.B. Родионов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002.-№3.-С. 19-24.
29. Рыбников О.Н., Маныхин В.В. Особенности социально – психологической адаптации военнослужащих, получивших ранения в боевых действиях / О.Н. Рыбников, В.В. Маныхин // Воен.- мед. журн. – 2004. – №3. – С.24-27
30. Сакерин В. В. К вопросу о посттравматических стрессов, расстройствах у военнослужащих / В. В. Сакерин и др. // Социальная и клиническая психиатрия, 1998. – №4. – С. 115.
31. Сидоров П.И. Психическое здоровье ветеранов афганской войны /П. Сидоров. – Архангельск, 1999. – 384 с.
32. Соловьев И. В. Психологическая работа с семьями и родителями военнослужащих, участвовавших в боевых действиях / И. В. Соловьев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – №3. – С.50-55.
33. Утюганов A.A. Ценностно-смысловой аспект изучения последствий боевого стресса / A.A. Утюганов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. – С.345 – 353
34. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере / В. Франкл. – М.: Смысл, 2004. – 173 с.
35. Фрейд 3. Печаль и меланхолия / З. Фрейд // Суицидология: Прошлое и настоящее. – М.: Когито-Центр, 2001. – 569 с.
36. Цуканова Е.В. Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных условиях / Е. Цуканова. – М.: РСПИ, 1991. – 28с.
37. Шаповалова Е. В. Взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы с состоянием адаптации личности в постэкстремальных условиях (на примере участников боевых действий). Автрореф. дисс. к. п. н.. – Хабаровск: ДвГУ, 2004. – 22с.
38. Jeavons S. et al. Coping style and psychological trauma after road accidents // Psychology, Health & Medicine. 2000, Vol. 5 Issue 2. – p. 213.
39. Porges St. Clinical insights from the polyvagal theory / St. Porges. – N.Y.: Norton, 2014. – 288p.
40. Rose S. A systematic review of single-session psychological interventions / S. Rose, J. Bisson, S.Wessley // Psychoth. and psychosomatics. – 2003. V.72. – P.176-184.
41. Rose S. Psychological debriefing for preventing PTSD / S. Rose, J. Bisson, S.Wessley. // The Cochrane Review. – UK, Oxford; Update Soft., 2001. 450p.
![]() |
選擇適合自己的電子煙入門套裝:5 個關鍵技巧
面對市面上琳瑯滿目的電子煙入門套裝,是否感到不知從何選擇?作為新手,選擇適合的入門套裝至關重要,因為它將影響您的整體電子菸體驗。在這篇文章中將為您提供5 個選購電子煙入門套裝的關鍵技巧,幫助您找到最適合自己的設備。 電子煙哪裡買? 訪問 電子煙購買推薦: 什麼是電子煙入門套裝? 電子煙入門套裝是一套完整的設備組合,專為新手設計,提供一站式解決方案,讓使用者可以立即開始電子煙體驗,而無需額外購買各種配件。 典型的入門套裝包含:
選購電子煙入門套裝的 5 個關鍵技巧 1. 明確您的吸煙需求與目標 在選購入門套裝前,請先確定您的吸煙目標: 是為了戒菸並逐步轉向電子煙? → 選擇類似真煙吸感的裝置,例如小巧便攜型電子煙(Pod 系統)。 還是純粹當作興趣,追求大煙霧體驗? → 選擇可調功率、霧化器可更換的設備,例如盒式電子煙(Box Mod)。 了解自己的需求後,就能更精準地選擇合適的入門套裝,避免買到不適合自己的設備。 2. 選擇高品質且耐用的設備 電子煙的品質直接影響使用體驗與安全性,因此選購時請特別注意以下幾點: ①霧化器材質:建議選擇不鏽鋼或玻璃材質的霧化器,避免塑膠材質影響煙油風味。 ②電池品質:優質電池能減少過熱與安全隱患,確保穩定輸出。 ③設備耐用度:結構堅固的設備能提升使用壽命,避免頻繁更換設備造成額外支出。 選擇知名品牌,避免購買品質參差不齊的廉價設備,以確保安全與穩定性。 3. 操作簡單,使用方便 對於新手而言,選擇操作簡單、易於維護的設備能大幅提升吸煙體驗。例如: ①預填充煙彈(Pod System):無需加煙油,插上即可使用,非常適合新手。 ②簡單充電方式:選擇USB 充電的設備,更加方便攜帶與使用。 ③清晰的使用說明:確保設備附帶詳細的操作指南,方便學習如何正確使用與保養。 操作繁瑣的設備可能讓新手卻步,因此選擇簡單易用的入門套裝是關鍵! 4. 是否具備自定功能? 如果您希望有更多的個性化電子煙體驗,可以選擇具備調整功能的入門設備,例如: ①可更換霧化器與線圈,讓您自行選擇霧化效果與口感。 ②調節功率/溫度,讓您依據不同的煙油與個人喜好微調輸出效果。 ③內建不同模式(如省電模式、大煙霧模式),讓您可以根據場景選擇不同 vaping 方式。 如果您喜歡自由調整吸煙體驗,那麼具備這些功能的入門套裝將會更適合您。 5. 預算與長期成本考量 雖然入門套裝的價格因品牌與功能不同而有所差異,但購買時不要只看初始價格,還需要考慮長期使用成本: ①設備價格:選擇在預算範圍內,並兼顧品質與功能。 ②煙油成本:不同設備消耗的煙油量不同,請確保選擇適合自己使用頻率的設備。 ③更換零件成本:一些設備需要定期更換霧化芯或煙彈,請計算這些長期成本。 找到價格合理且性價比高的設備,才能真正享受 vaping,而不會造成經濟負擔! 結論 選擇合適的電子煙入門套裝,能讓您的吸煙體驗更加愉悅順暢。記住,購買前請考慮:
|
![]() |
KIS5 FLY 主機|鎧斯二代煙桿 適配4、5代煙彈 潮流雙模式體驗
潮流配色與雙模式體驗 KIS5 FLY 智能芯片與安全保護 主機內建智能芯片,能自動識別煙彈阻值並提供最佳輸出功率,確保煙霧穩定、口感豐富。多重安全保護功能包括短路保護、過充保護與過熱保護,讓新手也能安心使用。這款主機在 高品質材料與舒適手感 採用優質材料精心打造,兼顧耐用性與健康安全。人體工學設計握感舒適,無論長時間使用或外出攜帶都十分便利,是追求品質生活的電子煙玩家理想之選。 廣泛兼容性 KIS5 FLY 結尾 想要體驗 KIS5 FLY 主機的雙模式、潮流配色與高效便攜設計?立即前往 【 |
![]() |
電子煙菸草口味煙油推薦指南|找到最適合你的經典風味
在當今多樣化的電子煙市場中,選擇一款理想的菸草口味可能是一大挑戰。無論你是初次嘗試電子煙的新手,還是尋求新體驗的老用戶,了解菸草口味都是一段令人期待的旅程。本文將帶你探索最受歡迎且評價最高的電子菸菸草口味煙油,幫助你找到最符合個人品味的選擇。 經典之選:父親菸草
個性首選:痞子菸草
純粹體驗:純正菸草
選購小貼士
菸草口味煙油不僅能滿足懷舊情懷,也適合追求高品質吸食體驗的玩家。掌握選購技巧與可靠管道,你就能輕鬆找到最符合個人口味的菸草煙油,享受純正順暢的 vaping 體驗。 想更深入了解電子菸油的知識與選購技巧嗎?關注 |
![]() |
電子煙煙彈的結構是怎麼設計的?
電子煙之所以能提供穩定且便利的使用體驗,關鍵在於其核心組件——煙彈的精密結構設計。作為電子煙的耗材單元, 煙彈的主要構成部件與功能 一顆標準的電子煙煙彈通常由幾個關鍵部件組成:外殼、煙油儲存區、導油棉、霧化芯(加熱線圈)、電極接點與吸嘴。外殼多為食品級塑料或金屬材質,負責密封與保護內部結構。煙油儲存區位於外殼內部,用於容納液態煙油,其設計需兼顧容量與防漏性能。導油棉是煙彈的核心之一,通常由有機棉或陶瓷纖維製成,透過毛細作用將煙油均勻輸送至霧化芯。 霧化芯則是加熱元件,由金屬線圈(如鎳、不鏽鋼或鎢)纏繞於棉芯上,當主機供電時迅速加熱,將煙油轉化為可吸入的氣溶膠。電極接點位於煙彈底部,與主機的導電端子接觸,傳遞電流啟動加熱過程。吸嘴則為使用者接觸的出口,其形狀與孔徑影響抽吸阻力與口感集中度。 無論是可替換式 不同設計對使用體驗的影響 煙彈的結構設計直接影響抽吸感受、霧化效率與耐用性。例如,導油棉的品質與密度決定煙油供應是否穩定,若棉芯過密或過疏,可能導致出霧不均或乾燒。霧化芯的材質與繞線方式也至關重要——陶瓷霧化芯因導熱均勻、壽命較長,能提供更純淨的風味,但成本較高;金屬線圈則反應快,但易因高溫碳化而縮短使用時間。 此外,煙彈的氣流設計影響抽吸方式:封閉式氣流適合緊口吸(MTL),模擬香菸感受;開放式則偏向大煙霧體驗。防漏設計也是關鍵,許多煙彈採用凝膠化煙油、多層密封圈或導油槽結構,減少因氣壓變化導致的滲漏。 在進行 總結 總結來說,電子煙煙彈雖外觀小巧,但其內部結構高度整合且精密,每一部件都扮演關鍵角色,共同確保穩定的霧化表現與使用安全。從 |
![]() |
如何清潔IQOS?簡單方法讓裝置更耐用
想讓 日常清潔建議 日常 加熱片清潔方法 若發現 先安裝防斷片保護膠墊,固定並保護加熱片,避免用力過度造成損壞。 用棉花棒沾少量酒精,輕輕擦拭加熱片表面。 注意切勿使用過多酒精,以免滲入機內;擦拭後靜置,待完全揮發再使用。 推薦閱讀: 保養貼士 每隔數日進行簡單清潔,可保持口感穩定。 避免用力按壓 建議使用官方配件與工具,確保安全與效果。 對於新款 立即前往 |
![]() |
KIS5 一次性電子煙的口味推薦:年輕人的最愛風味
清爽水果系:熱帶芒果與西瓜冰 甜香系:草莓奶昔與焦糖布丁 對於偏愛甜品的用戶,KISS 創新混搭:78種口味自由組合 結語 KISS |
![]() |
Lana和其他品牌煙彈差別在哪?
隨著電子煙市場快速成長,市面上出現各種品牌的煙彈產品,從Relx、MOTI、YOOZ到Uwell,每個品牌都有其特色。但在眾多選擇中, 本文將從產品設計、口感體驗與使用便利性三個面向深入比較,幫助你了解Lana煙彈的優勢與特色,並為你的選擇提供實用參考。 設計與相容性:Lana煙彈更穩定、更貼心 在電子煙的使用過程中,「煙彈與主機的匹配度」是最容易影響體驗的因素之一。 相較之下,有些品牌的煙彈設計較為複雜,需配合特定主機型號才能正常使用,且在頻繁插拔後容易鬆動,影響吸入效果。而Lana煙彈的通用設計與Lana原廠主機搭配時能達到最佳穩定性,同時也與市面上部分Pod主機相容,使用彈性更高。 這種設計上的貼心與穩定性,正是 口味體驗與煙感:Lana煙彈層次豐富、吸感順暢 說到電子煙最重要的體驗,不外乎就是「口味還原度」與「吸感是否順暢」這兩點。在這方面,Lana Lana煙彈強調風味層次感的表現,不論是水果、飲品還是冰感口味,都具有明確的香氣還原度與自然的甜感,不會過分刺激或假味明顯。更重要的是,Lana煙彈的煙油配方經過優化,搭配尼古丁鹽濃度的合理調配,讓吸入時喉感柔和又帶有滿足感,特別適合需要口感舒適、但又想要有“撞喉感”的用戶。 反觀部分品牌 使用便利性與口碑:Lana煙彈更貼近消費者需求 在使用便利性方面,Lana 此外,Lana煙彈在台灣市場的用戶口碑普遍良好,回購率高。許多使用者在使用過Lana煙彈後,紛紛表示其味道穩定、品質一致,且幾乎無漏油問題,日常使用安心又方便。 加上Lana品牌定期推出新口味與限量款式,保持產品新鮮感,也進一步提升了用戶黏著度與品牌忠誠度。這些細節展現出Lana煙彈對市場需求的敏銳度與產品經營的用心。 總結:Lana煙彈憑什麼在眾多品牌中脫穎而出? 總結來說,Lana 在消費者越來越重視品質與便利的電子煙市場中,Lana煙彈透過不斷優化產品細節與維持穩定供應,建立起與其他品牌區隔明確的市 |
![]() |
探索Le Labo Gaiac 10:東京限定香水的獨特魅力
作為東京限定的城市香氛, Gaiac 10 的香氣持久度高,能夠在肌膚上持續數天,並隨著時間展現出不同的層次感。 這款香水的獨特之處在於其低調而深沉的香氣,讓人感受到一種內在的平靜與安定。 如果您正在尋找一款能夠展現個人風格且具有獨特魅力的香水, 想要體驗 總之, |
![]() |
對於初次接觸
初次使用的開箱與檢查 當您拿到IQOS ILUMA ONE時,先打開包裝,檢查 IQOS ILUMA ONE使用方法實操 先將 推薦閲讀: 使用中的便捷小技巧 如果在使用 結語 了解並掌握IQOS ILUMA ONE使用方法,能讓您在使用過程中更加得心應手。希望本文的介紹能幫助您快速上手,享受加熱煙帶來的獨特體驗。同時,歡迎訪問 |