Основные результаты научно-исследовательской деятельности
Кафедральная тема научного направления:
Фундаментальная научно-исследовательская работа
«Дискурсивная парадигма межкультурной коммуникации» код темы по ГРНТИ 16.21.33
Сроки выполнения: 01.04.2015 г. – 31.12.2020 г.
Регистрационный номер: 115061 110025
Руководитель – Краснопёрова Юлия Валерьавна, к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой первого иностранного языка и переводоведения
Индивидуальные научно-исследовательские проекты в рамках темы НИОКР:
- «Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов» (Третьякова М.Ф.)
- «Дискурсивный мониторинг мира говорящим/пишущим как наблюдателем (на материале спортивных репортажей в современных англоязычных средствах массовой информации)» (Боровикова К.В.)
- «Дискурсивные стратегии участников интервью» (Краснопёрова Ю.В.)
- «Эстетические концепты «верность» и «предательство» в английском языковом сознании» (Саварцева Н.В.)
- «Сопоставительное исследование концептов «жизнь» и «смерть» в русском и английском языках (на материале фразеологизмов)» (Тарасенко В.В.).
Основные результаты НИД
2018 год
Прикладное научное исследование по разработке методики, алгоритма на тему:
«Моделирование стереотипов «РОССИЯ», «ВЕЛИКОБРИТАНИЯ» и «США» на материале ассоциативного эксперимента» (код по ГРНТИ 16.21.33)
Авторы: Тарасенко В.В., к.ф.н., доцент, Краснопёрова Ю.В., к.ф.н., доцент, зав.кафедрой
Результат получен в рамках приоритетного направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: науки о жизни
Область применения: образовательный процесс в высшей школе
Назначение, описание и стадия готовности к использованию:
Выявленные модели этнокультурных стереотипов «Россия», «Великобритания» и «США» способствуют формированию межкультурной толерантности при обучении иностранному языку в вузе.
Анализ экспериментальных данных проводился в три этапа: на первом этапе были построены ассоциативные поля слов-стимулов, на втором для выявления содержания и структуры этнокультурных стереотипов были выявлены семантические группы, представляющие признаки исследуемых стереотипов, на третьем этапе проводилось сопоставление реакций информантов двух возрастных групп. Семантический анализ полученных реакций и количественная обработка данных позволили выявить ядерные признаки исследуемых стереотипов, а также некоторые возрастные особенности их восприятия.
Разработанный алгоритм для проведения ассоциативного эксперимента может быть использована для научно-практических исследований при написании курсовых и бакалаврских работ.
На основе проведённой работы предложены методические рекомендации по обучению студентов английскому языку и освоению англоязычной культуры (Методические рекомендации подготовке, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы, Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы по лексикологии английского языка, Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы по теории перевода).
2019 год
Фундаментальное научное исследование по разработке метода на тему:
«Формирование умений аргументированной письменной речи на уроках английского языка» (код по ГРНТИ 16.21.33)
Авторы: Краснопёрова Ю.В., к.ф.н., доцент, зав.кафедрой; Боровикова К.В., к.ф.н., доцент, декан; Третьякова М.Ф., к.ф.н., доцент; Тарасенко В.В., к.ф.н., доцент; Саварцева Н.В., к.ф.н., доцент.
Результат получен в рамках приоритетного направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: науки о жизни
Область применения: методика преподавания иностранных языков
Назначение, описание и стадия готовности к использованию:
Анализ трудностей формирования умений аргументированной письменной речи на уроках английского языка позволил разработать технологии и этапы работы над формированием умений аргументации и составить комплекс упражнений для обучения аргументативному эссе.
Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе была проанализирована литература по теме "Теоретические аспекты исследования проблемы аргументированного эссе". На втором этапе был проведен анализ практических аспектов формирования аргументированной письменной речи. На третьем этапе проведен анализ аргументативных англоязычных эссе. На четвертом этапе разработаны технологии и этапы работы над формированием умений аргументации. На пятом этапе был составлен комплекс упражнений для обучения аргументативному эссе.
Разработанный комплекс упражнений для обучения аргументативному эссе используется при подготовке к ЕГЭ (письменная часть). На основе проведённой работы предложены методические рекомендации по обучению школьников английскому языку и освоению англоязычной культуры.
2020 год
Планируемое мероприятие:
Фундаментальное научное исследование по разработке метода на тему:
«Данные конверсационного анализа на уроках английского языка: путь у эффективному взаимодействию»